Смарт-офисы набирают популярность из-за пандемии

Российский сегмент совместного использования гибких рабочих пространств (коворкинга и среднесрочной аренды офисов с обслуживанием, OaaS) сократился примерно на четверть.

В 2019 году сектор вырос в полтора раза, а до это прибавлял по 30-40% в год. Наиболее сильно пострадали мелкие игроки, не имеющие якорных арендаторов. В условиях дистанцирования ускорился тренд на сокращение открытых коворкинговых пространств в пользу гибких смарт-офисов (OaaS). Такие цифры приводят аналитик из РАЭК и ТИАР-Центра, изучившие рынок шеринга за 2020 год.

Все чаще операторы коворкингов оптом отдают целые этажи крупным корпорациям. При таком сценарии совместного использования рабочего пространства не происходит. Арендаторы просто отдают на аутсорс обустройство и управление офисов. Такие якорные клиенты занимают уже больше половины помещений в коворкинг-центрах, превращая их в обычные бизнес-центы.

Ранее коворкингы пользовались популярностью в основном у телеком-, финтех- и интернет-компаний. Их привлекала возможность моментально масштабировать свой штат. Помимо этого формировалась инновационная атмосфера коллаборативных пространств, указывали игроки рынка.

Однако в 2020 году среди новых арендаторов оказались «Газпромнефть». Она заняла 2,5 тыс. кв. м. в Workki. А девелопер «ФСК» — 3,2 тыс. кв. м. в Space 1. Такой тренд показал, что интерес к OaaS могут проявлять компании из любых отраслей.

Хотя в 2020 году коворкинги, ориентированные на физлиц и стартапы, испытывали трудности, рост доли дистанционной работы может привести к долгосрочному росту шеринга рабочих пространств. Если тренды на увеличение числа фрилансеров и на удаленку в крупных компаниях сохранятся, неизбежно вырастет спрос на коворкинги. Причем особенно популярны станут площади в жилых районах.

Изображение: Pixabay.com

Яндекс.Метрика