Сервисы гибкой занятости объединились, чтобы противостоять лобби платформ-гигантов
Ведущие технологические компании на рынке гибкого труда собрались в ноябре, чтобы выработать единую стратегию в противовес платформенным гигантам, на которых ориентирован июльский закон о платформенной экономике. Для этого аутстафф-платформы объединились в Союз цифровых платформ гибкой занятости с совокупным объемом в 130 млрд рублей и аудиторией персонала в 1 млн. Новое лобби планирует отстаивать свои интересы в законотворческом поле.
Реакция на новый закон
Шестого ноября 2025 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) прошел круглый стол членов союза платформ, где обсуждалось, через какие структуры союз может действовать для достижения своих целей, рассказал PRO Шеринг президент и инициатор Союза цифровых платформ гибкой занятости и основатель маркетплейса труда GigWork Денис Решанов. В первую очередь рассматривается взаимодействие с РСПП.
Причиной создания Союза цифровых платформ гибкой занятости стал принятый в июле 2025 года закон о платформенной экономике (№289-ФЗ), пояснил Денис Решанов. Документ, разработанный Минтрудом, Минцифрой и другими ведомствами, и дорабатывавшийся с осени 2024 года, устанавливает правовые рамки для работы цифровых платформ-посредников, их партнеров и пользователей. Он вступает в силу с 1 октября 2026 года.
«Узнав о законе из СМИ, я понял, что он напрямую касается моего бизнеса, но непонятно, станет ли он драйвером роста или его концом», – отметил Денис Решанов. В одиночку противостоять лобби крупных игроков, под которых писался закон, невозможно, отмечает он. А объединившись с владельцами и топ-менеджерами других платформ гибкой занятости, участники союза получили шанс защитить свой бизнес и повлиять на правила игры.
Принципы работы союза
Принцип принятия в союз, по словам Дениса Решанова, простой: человек должен управлять цифровой платформой гибкой занятости и быть представленным на рынке труда. Четких критериев нет, потому что и самих платформ не так много. «Каждый проект мы рассматриваем индивидуально, внутри союза, и принимаем решение о вступлении коллективно», – уточнил президент Союза.
СПРАВКА
В альянс вошли такие сервисы, как GigWork, SkillStaff, YouDo, Solar Staff, Wibedo, «Рабочие Руки», «Наймикс», «Консоль», GetWork, T-Sharing и «Самозанятые.рф». По итогам 2024 года совокупные показатели участников достигли оборота в 130 млрд рублей и аудитории более 1 млн человек, подтверждая статус многих из них как резидентов «Сколково» и разработчиков российского ПО.
Главные задачи новой структуры — влиять на принятие подзаконных актов к закону о платформенной экономике и попасть в межведомственные комиссии по его развитию. «Текущими подзаконными актами дело не закончится, будут и другие. Мы должны быть очень близко к эпицентру, где эти решения принимаются», — подчеркнул Денис Решанов.
Он также озвучил ключевую проблему: отсутствие четкой границы между работой по Трудовому кодексу и гражданско-правовыми отношениями. Экспертиза союза, по его мнению, необходима, чтобы при проработке таких вопросов были учтены интересы и бизнеса, и пользователей. Союз уже взаимодействует с Министерством экономического развития, Министерством труда и Федеральной налоговой службой (ФНС).
Позицию о необходимости детального регулирования сектора гибкой занятости поддерживают и другие участники рынка. Генеральный директор сервиса «Рабочие руки» Олег Шилов видит ценность объединения в первую очередь в знакомстве с коллегами, синхронизации взглядов на рынок и обмене экспертизой.
Первые шаги
На встрече от лица союза были озвучены пожелания, среди которых: разработка критериев для включения в реестр цифровых платформ гибкой занятости; создание соответствующих подзаконных актов; ясность в вопросах налогообложения (особенно в связи с экспериментом по самозанятости) и обеспечение прозрачности через интеграцию с ФНС, отметил генеральный директор и основатель компании SkillStaff Никита Шабашкевич.

«Критерии включения в реестр ориентированы не на жесткое ограничение новых игроков, а на функциональные характеристики платформ», — пояснил он. Речь идет о наличии необходимого функционала для организации работы, способности обеспечивать прозрачные выплаты и подтверждении легальности платформы.
Регулирование платформенной экономики пока находится в стадии формирования и требует проработки, заключил Никита Шабашкевич. По его словам, действующий закон содержит лишь общие рамки. «На сегодняшний день он не охватывает специфические аспекты платформенной занятости», — уточнил эксперт.
Вопросы ведения и курирования реестра платформ гибкой занятости находятся на стыке компетенций нескольких государственных ведомств, что создает определенную сложность. И пока нет ясности, как распределены функции между Минтрудом, Минэкономразвития, Минцифры и ФНС.
Также основные направления нормативного регулирования требуют конкретизации терминологии. Необходимо четко определить, что такое платформа занятости, платформенная и гибкая занятость, а также разграничить эти понятия от традиционных форм аутстаффинга и аутсорсинга, отметил основатель SkillStaff.
Диалог с властью
Принятый в июле 2025 года федеральный закон о платформенной экономике устанавливает особенности правоотношений операторов платформ с партнерами-исполнителями (самозанятыми и ИП), сообщил PRO Шеринг представитель Минэкономразвития. «Эти особенности в том числе включают критерии, когда эти правоотношения точно гражданско-правовые, а также обязанности операторов платформ по информированию и стимулированию добровольного социального страхования самозанятых исполнителей», — уточнили в ведомстве.
Кроме того, законом закреплены важные гарантии прав таких исполнителей. Исполнитель вправе получать полную информацию об условиях деятельности на платформе, самостоятельно определять место и время принятия и исполнения заказов, принимать заказы на разных цифровых платформах в любое время, добавили в Минэкономразвития.
Эти нововведения будут распространяться на цифровые платформы, включенные в специальный реестр. Критерии для включения платформ и порядок ведения реестра определит Правительство РФ, отметили в министерстве, выразив готовность участвовать в обсуждении дальнейшего развития регулирования.
В Ассоциации цифровых платформ (АЦП) считают, что «гибкая занятость сегодня играет важнейшую роль в экономике, особенно в условиях дефицита кадров». Представитель АЦП в беседе с PRO Шеринг отметил, что новый закон должен учитывать специфику бизнес-моделей платформ гибкой занятости. Это возможно либо через принятие отдельного законодательного акта, либо через разграничение платформ по типам взаимодействия с партнерами-исполнителями на уровне подзаконных актов.
Что касается реестра – в законе о платформенной экономике уже предусмотрены все необходимые механизмы, включая инструменты учета и контроля деятельности цифровых платформ, отметили в ассоциации.
Также в ассоциации подчеркнули, что давно взаимодействуют с профильными министерствами для выработки сбалансированных правил и всегда открыты к диалогу с профессиональным сообществом.
Фото: SkillStaff, vbr.ru, Rusbase









