Bolt: «Микромобильность — это ужасный бизнес. Власти душат и убивают рынок»
Прибалтийский шеринговый сервис Bolt заработал миллиарды долларов, но на сектор микромобильности пришлось только 9%. Основатель Маркус Виллинг ожидает консолидации игроков на европейском рынке электросамокатов и ужесточения нормативных актов.
Сервисы Bolt включают в себя услуги по аренде самокатов, автомобилей, доставке еды и продуктов, а также корпоративные транспортные услуги. Однако больше всего денег по-прежнему приносит райдшеринг — заказ такси у физлиц. Согласно годовому отчёту, в 2023 году более 80% доходов Bolt были получены от этого сервиса. На микромобильность — электровелосипеды и электросамокаты — пришлось всего 9% доходов. Кроме того, эта услуга доступна только в 25 странах, где работает Bolt. Основным конкурентом Bolt в автотранспорте остается Uber, который закрыл каршеринг Uber Carshare в сентябре в Северной Америке и в Австралии. Bolt carsharing продолжает работать, но не ведет активного расширения. Более значимым по доходности для компании остается сервис аренды электросамокатов. Но и здесь Маркус Виллинг не видит перспектив.
«Сейчас в Европе осталось около 5 игроков, и мы думаем, что, вероятно, их число будет сокращаться — 5 игроков — это всё ещё слишком много», — прогнозирует Маркус Виллинг в беседе с Sifted (издание Financial Times).
За последние несколько лет европейский рынок микромобильности консолидировался: Tier и Dott объединились в январе, а американская компания Bird покинула Европу, объявив о банкротстве в 2023 году. Основными стартапами в сфере микромобильности, которые всё ещё активны в Европе, являются американская Lime, шведская Voi, голландская Dott и Bolt.
Пока Bolt не планирует участвовать в поглощениях. «Мы не закрываем глаза на происходящее, но у нас очень высокие требования к слияниям и поглощениям, и за 10 лет нашей истории мы не заключили ни одной конкурентной сделки. Так что это должно быть что-то действительно особенное», — говорит он.
Основатель шеринговых сервисов не видит перспектив у микромобильности в Европе из-за растущих ограничений со стороны властей.
Такие города, как Берлин, Барселона и Брюссель, ужесточили правила использования электросамокатов, вынуждая стартапы в сфере микромобильности платить более высокие сборы и проходить тендеры для получения разрешений на эксплуатацию. В некоторых городах, например в Париже, прокат самокатов полностью запрещён. На пике популярности в городе было более 20 тыс. самокатов, которыми управляли 12 компаний.
Маркус Виллинг:
Микромобильность — это ужасный бизнес. Этот сектор очень мал, и если вы сложите прибыль всех этих компаний, то увидите, что все теряют деньги. Это очень, очень сложный сектор.
За последний год появилось больше нормативных актов, и некоторые города требуют от этих операторов очень высоких сборов. Я думаю, что многие города душат и убивают этот сектор, говорит Маркус Виллиг.
В Bolt работает почти 50 сотрудников, которые занимаются нормативным регулированием в качестве лоббистов. Это необходимо для шеринг-отрасли — как для сервисов такси, так и для электросамокатов.
«В каждом городе есть свои правила для скутеров, и в каждом городе есть свои правила для того, какое оборудование они разрешают использовать. Это занимает много времени, а ещё есть ограничения для совместных поездок в Брюсселе. Это требует огромных усилий, чтобы рассказать властям и пользователмя об этих новых видах транспорта. Надеюсь, власти прислушаются к нам и со временем обновят правила», — говорит Маркус Виллиг.
Это также одна из причин, по которой Bolt не уходит с рынка кикшеринга и микромобильности в целом. Поскольку людям гораздо удобнее пользоваться самокатами и велосипедами для коротких поездок то долгосрочной перспективе это будет играть важную роль в нашей экосистеме, рассказал основатель Bolt Sifted.
«Люди, использующие все эти шеринговые продукты, во многом пересекаются, и мы активно призываем людей пользоваться самокатами. Но как независимый оператор самокатов в Европе я, честно говоря, не понимаю, к чему придут эти компании. Им нужно объединиться», — делает выводы Маркус Виллинг.
Финансовая справка Bolt:
В первые 4 года Bolt обходился собственными средствами. Только в 2018 году он привлёк первые 175 млн долларов при оценке капитализации в 1 млрд долларов. В ходе последнего раунда финансирования в январе 2022 года Bolt привлёк 628 млн евро от инвесторов, в том числе Sequoia, Fidelity Investments, G Squared и Blue Owl Capital. Это позволило оценить Bolt в 7,4 млрд евро. Согласно реестру предприятий Эстонии, Виллиг сохраняет за собой 16,7% акций.
После первого крупного сбора средств в 2018 году Bolt переключился с безубыточности на приоритетный рост. Но в 2022 году, когда стартапы охватил финансовый кризис, Bolt вернулся к прибыльности и в последние пару лет стабильно удерживал штат из 4 тыс. сотрудников.
В 2022 году компания сократила расходы примерно на 250 млн евро и в 2023 году почти вышли на уровень безубыточности.
Павел Паршков
Фото: пресс-служба Bolt