Данные пришли за государством
Рынок данных сможет расти за счет монетизации, импортозамещения ПО и дружбы с государством
Рынок данных в России демонстрирует рост, но его развитие ограничено базовым сценарием «Стратегии развития рынка данных до 2024 года». К такому выводу пришли Ассоциация больших данных и АНО «Цифровая экономика» в выпущенной резолюции по итогам весеннего форума First Russian Data Forum. Основные драйверы роста – монетизация данных, импортозамещение ПО и развитие технологий БД и ИИ. О ключевых выводах, опубликованных в резолюции, — в материале PRO Шеринг.
Позитивный сценарий нуждается в кооперации
Рынок данных в России демонстрирует стабильный рост, однако его развитие пока ограничено базовым сценарием Стратегии развития рынка данных до 2024 года, который предполагает достижение объёма рынка в 320 млрд рублей. Оптимистичный сценарий, предполагающий более высокие темпы роста, пока не реализуется. Основными драйверами роста на рынке данных являются монетизация данных, импортозамещение программного обеспечения (более 90% российского софта в закупках) и развитие технологий баз данных (БД) и искусственного интеллекта (ИИ). Для дальнейшего развития экономики данных предложены инициативы по созданию институциональных условий для обмена данными, снятию регуляторных барьеров и повышению доступности данных для ИИ. Участники форума подчеркнули необходимость усиления кооперации между бизнесом и государством для преодоления системных проблем.
Однако потенциал дальнейшего развития рынка данных остаётся значительным. Участники форума подчеркнули, что ключевым направлением должно стать расширение кросс-отраслевого обмена данными, особенно в таких секторах, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и энергетика. Для этого необходимо усилить кооперацию между бизнесом и государством, чтобы преодолеть регуляторные барьеры и реализовать конкретные предложения.
Среди инициатив, предложенных участниками форума, были названы:
— Создание институциональных условий для обмена данными, включая биржи синтетических данных, песочницы данных и другие инструменты.
— Активное вовлечение стран БРИКС в совместные проекты по обмену данными и технологиями, что позволит продвигать российские IT-решения на международных рынках.
— Развитие инструментов управления персональными данными для граждан, включая модель «общественного договора в сфере данных.
— Снятие законодательных барьеров при использовании данных для общественно значимых целей, таких как борьба с мошенничеством и помощь в экстренных ситуациях.
— Обеспечение регуляторной гибкости для компаний, готовых брать на себя обоснованный риск при разработке новых технологий.

Повышая конфиденциальность
Внедрение технологий повышения конфиденциальности оказывает значительный социально-экономический эффект, повышая доступность аналитических данных и обеспечивая защиту чувствительной информации. Однако регулирование этих технологий в настоящее время находится в «серой зоне», что не создаёт стимулов для их применения на рынке.
Участники сессии предложили ряд мер для создания рамочных регуляторных условий. В частности, учёт применения технологий повышения конфиденциальности при оценке мер по обеспечению безопасности. Введение дополнительных оснований для обработки данных с использованием сертифицированных технологий. Совершенствование процедуры сертификации и стандартизация требований к технологиям, включая оценку рисков повторной идентификации.
Реализация этих предложений позволит создать гибкие механизмы для фиксации требований через техническую стандартизацию, что будет способствовать активному использованию технологий повышения конфиденциальности в различных бизнес-процессах.
Промышленные данные нуждаются в регулировании
Крупный промышленный бизнес в России уже активно использует технологии БД и ИИ для повышения эффективности своей деятельности. Наиболее широко эти технологии применяются в автоматизации производственных процессов, предиктивной аналитике, охране труда и создании ИИ-ассистентов. Масштабное внедрение стало возможным благодаря значительным объёмам накопленных данных и зрелой ИТ-инфраструктуре на предприятиях.
Однако дальнейшее развитие применения БД и ИИ в промышленном секторе сдерживается рядом системных барьеров. Среди них – отсутствие чётких и прозрачных правил хранения, передачи и обработки данных, а также отсутствие полноценного рынка данных и бизнес-ориентированного регулирования отрасли. Эксперты оценивают экономический потенциал промышленных данных в 5-15% роста промышленности.
Для преодоления барьеров участники сессии предложили cоздать цифровую «песочницу» на базе ФЦПР ИИ для безопасной разработки, тестирования и масштабирования проектов. Также поддержать кросс-отраслевые проекты, демонстрирующих коммерческий эффект от объединения данных из разных секторов. Необходимо вовлекать в цифровую трансформацию отрасли с низким уровнем проникновения технологий БД и ИИ.
Апгрейд законодательного регулирования персональных данных
Совершенствование законодательства в области персональных данных должно учитывать существующие рыночные практики и развитие технологий. Наиболее актуальным вопросом является корректное применение оснований обработки персональных данных, особенно в условиях преобладания согласий субъектов данных.
Участники рынка считают, что правовым основанием для обработки данных может и должен стать «законный интерес оператора данных». А также закрепить методологии применения законного интереса и устранение неоднозначности в правоприменительной практике. В АБД считают, что необходима и реформа трудового законодательства в части обработки данных работников.
Важным аспектом является развитие культуры приватности внутри компаний, включая обучение сотрудников и внедрение прозрачных механизмов работы с данными.
Госданные для датацентричного госуправления
Совершенствование доступа к государственным данным является одним из ключевых направлений формирования экономики данных в России. Ключевая цель – создать экосистему доверия между государством, бизнесом и гражданами для развития датацентричного государственного управления.
Для дальнейшего масштабирования успешных кейсов по получению данных из государственных информационных систем предложены следующие инициативы:
— Более широкое применение цифрового профиля всеми участниками рынка при сохранении защиты персональных данных.
— Внедрение иных механизмов предоставления доступа к данным, включая API-доступ.
— Ускорение оцифровки ведомственных данных и установление чётких сроков их предоставления.
ИИ даст рынку данных десять триллионов
Доступность данных остаётся одним из ключевых барьеров для развития ИИ в России. Без доступа к качественным, репрезентативным и разнообразным датасетам невозможно эффективно обучать и масштабировать ИИ-модели.
Для решения этой проблемы предложены следующие меры:
— Внедрение института доверенных посредников в сфере данных.
— Запуск экспериментальных правовых режимов с использованием синтетических данных.
— Создание реестров моделей машинного обучения и отраслевых наборов данных.
«За последние пять лет эффект от внедрения технологий больших данных и ИИ на ВВП вырос почти в девять раз. Это сильный результат, но мы видим, что потенциал – в разы больше. По нашим прогнозам, к 2030 году он может достичь 10,6 трлн рублей», — считает президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова. Она отметила, что для этого нужен целый ряд мер: запуск новых инструментов, снятие регуляторных барьеров, тесная работа бизнеса и государства.
Уже к 2030 году объем рынка софта для работы с данными превысит 60 млрд рублей, а инвестиции бизнеса в Big Data и ИИ – более 850 млрд рублей, рассказал генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко.
«Резолюция по итогам форума станет дорожной картой, а реализация этих мер даст экономике внушительный эффект и закрепит за Россией роль одного из технологических лидеров», — сказал он.
Кадры для экономики данных
Человеческий капитал является ключевым ресурсом для развития экономики данных и ИИ. Однако рынок сегодня сталкивается не с нехваткой специалистов, а с дефицитом компетенций. Для устранения этого дисбаланса необходимо сократить разрыв между образованием и практикой за счёт интеграции бизнеса в образовательные программы. Разработать компетентность профилей и гибких программ переобучения, и тиражировать опыт технологических компаний в подготовку кадров для рынка в целом.
Форум подтвердил, что развитие экономики данных в России требует комплексного подхода, включающего как технологические, так и регуляторные инициативы, а также активную кооперацию между бизнесом и государством
Ирина Миляева
Фото: оргкомитет First Russian Data Forum