Дефицит цифровых гидов не дает каршерингам и автопрокатам развивать новые каналы монетизации
Интегрирование российского рынка автопроката в цифровую среду сталкивается с такими барьерами, как низкая культура, высокая стоимость создания цифровых гидов путешествий и концентрацией туризма только в крупных городах.
Культура автопроката в России развита слабо, что заметно на примере каршеринга, где упрощенное использование приводит к пренебрежительному использованию и страхам перед дальней дорогой. Кроме того, высокие затраты на создание мобильных гидов для автопутешествий, создают дополнительные препятствия для развития туризма на колесах. Например, МТС Travel направляет автопутешественника из Ростова напрямую в Ярославль, минуя множество городов. Потому что разработка интернет-гида на каждый город стоит 1,5 млн рублей, пояснил экс-директор компании МТС Travel Вадим Мельников на сессии «Туризм в автопрокате» форума «АвтоРент 2025» 1 апреля в Москве.
В настоящее время туризм в основном сосредоточен вокруг крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург и Краснодар. Меньше внимания уделяется другим регионам, что ограничивает возможности для развития автопроката. «Статистика показывает, что за пределами этих крупных городов турпоток значительно снижается, и только некоторые города, такие как Нижний Новгород и Калининград, могут привлечь больше туристов», — рассказал на сессии основатель компании по разработке тур-маршрутов в вэб-приложении «Сусанин» Сергей Спиренков.
Многие путешественники предпочитают самостоятельные поездки, часто не оставляя данных о своих перемещениях. Популярность сайтов объявлений о краткосрочной аренде жилья на сутки, затрудняет сбор аналитики и отслеживания реальных объемов и тенденций, говорит Сергей Спиренков.
Несмотря на эти трудности, интерес к путешествиям в России не снижается. Так компания «Сусанин» разрабатывает проект автопутешествий совместно с каршерингом BelkaCar. Однако выбор направлений сокращается пропорционально возможностям людей тратить деньги на поездки. Развитие индустрии предоставления контента и упрощение доступа к информации может способствовать развитию автопроката и расширению географии туризма, уверены эксперты.
«Для дальнейшего развития необходимо уделять внимание не только доступности и стоимости, но и впечатлениям от путешествий. Индустрия туризма – это, прежде всего, индустрия эмоций, и важно учитывать этот аспект при разработке туристических продуктов и услуг», — отметил Сергей Спиренков.
Фото: PRO Шеринг