новостиперсональные данныеэкономика данных

Для кого и какие данные собирает автомобиль

В январе этого года Европейская организация потребителей (BEUC) написала открытое письмо в Европейскую комиссии. Она призвала к срочному регулированию обмена больших данных (Big Data) в автомобиле. В BEUC уверены, что бездействие может создать «антиутопический сценарий данных». Это приведет к тому, что владеть информацией о машинах и их владельцах будут только производители и IT-платформы.

Закон о данных Евросоюза

Сегодня автотранспорт генерирует огромные объемы ценных данных, которые собирают умные машины, включая автономные автомобили (AV). Речь идет о такой информации, как местоположение, маршруты. В автопилотируемых авто все собирается телематикой, которая дает максимально детальную картинку о всем что происходи внутри снаружи машины. Сюда входят изображения и аудиозаписи, а также информация о ДТП, скорости, стиле вождения выборе музыки и радиоканалов водителем.

Обеспечение более широкого доступа к данным машин, крайне интересно для целого ряда компаний.

Например, страховые фирмы могут извлечь выгоду из аудио- и графических данных, которые идентифицируют причину аварии или нарушения правил дорожного движения. Данные о местоположении и маршрутах также могут оказаться полезными для управления, безопасности дорожного движения, а также планирования инфраструктуры и сети дорог.

Чтобы предоставить бизнесу эту информацию, Европарламент в феврале 2022 года внес поправки в будущий Закон о данных (Data Act). Предложение по регламенту о гармонизированных правилах справедливого доступа к данным и их использования имеет потенциал для раскрытия данных в транспортном средстве для коммерциализации и исследований.

Цель нового закона заключается в расширении доступа к информации и ее использованию. Особенно данных, которые хранятся в продуктах или «вещах». То есть материальные, подвижные предметы, которые получают, генерируют или собирают информацию и способны ее передавать, но при этом хранение и обработка не является их основной функцией. То есть они не относятся к операторам данных.

Закон о данных будет широко применяться к автомобильному сектору. Фактически, в пояснительной записке, сопровождающей Закон о данных, отмечается, что развитие и потенциал для более широкого внедрения машин-автопилотов является веской причиной, по которой необходимо этот законопроект.

Закон также дает пользователям автопилотов и умных машин право на доступ ко всем данным, генерируемым продуктами и связанными с ними услугами. Информация будет напрямую доступна водителю по умолчанию и бесплатно. Также по запросу пользователя третьи лица будут иметь право на доступ к его данным, генерируемым продуктами и связанными с ними услугами.

От держателей данных может также потребоваться предоставление их госструктурам. Например, когда информация может помочь в чрезвычайных ситуациях.

Совершенно секретные данные в Австралии

Тем не менее, у автомобильных ассоциаций есть опасения, что закон не позволит требовать обмена данными с третьими лицами. Например,

Альянс за свободу ремонта автомобилей в Европе (AFCAR) обеспокоен тем, что закон позволит компаниям блокировать доступ к важной информации на том основании, что это коммерческая тайна, защищенной интеллектуальной собственностью или иным образом наносит ущерб их коммерческим интересам. AFCAR предлагает принять специальное автомобильное законодательство для преодоления этих проблем.

В Австралии в настоящее время производители транспортных средств не обязаны делиться данными, генерируемыми или хранящимися автопилотом и другими умными машина. Однако существует ряд потенциальных путей либерализации доступа к информации в автомобилях.

Информационная схема автотранспортных средств (MVIS) предоставит австралийским ремонтникам новые возможности для доступа к данным, необходимым для диагностики неисправностей, обслуживания или ремонта транспортных средств.

Так 1 июля 2022 года вступит в силу закон 2021 года о внесении поправок в Закон о конкуренции и потребителях (схема обмена информацией об услугах по автотранспортным средствам и ремонту) 2022 года. Тогда австралийские производители легковых и пассажирских транспортных средств, изготовленных с 1 января 2002 года или после этой даты, будут обязаны предлагать для поставки «информацию о схеме» по цене, которая не превышает рыночную стоимость.

«Информация о схеме» – это данные, подготовленные производителями транспортных средств для использования при диагностике неисправностей, обслуживании или ремонте.

При определенных обстоятельствах ремонтники могут также получить доступ к «информации о безопасности». Это информация, относящаяся к водородным, высоковольтным, гибридным или электрическим силовым установкам транспортного средства схемы или любым другим системам, предписанным правилами схемы. А также «информацию о безопасности» – относящаяся к механическим и электрическим системам безопасности транспортного средства или любым другим системам, предписанным правилами схемы.

На первый взгляд, эти определения могут позволить ремонтникам получить доступ к ценным наборам данных телематических и геопространственных данных, хранящихся у производителей. Однако MVIS содержит ряд исключений, которые резко ограничивают объем данных, к которым можно получить доступ.

Например, эти категории данных исключены из доступа в рамках MVIS:

  • данные, автоматически генерируемые и передаваемые транспортным средством схемы во время его вождения,
  • в отношении водителя или характеристик транспортного средства (т.е. телематические данные);
  • данные глобальной системы позиционирования (т.е. данные о местоположении водителя);
  • информация, относящаяся к автоматизированной системе управления транспортным средством схемы.

MVIS реализует схему обмена информацией, которая позволит независимым ремонтникам честно конкурировать с производителями за обслуживание и ремонт автомобилей, предоставляя им справедливый доступ к информации, необходимой для обслуживания и ремонта. Тем не менее, необходима дальнейшая законодательная реформа, чтобы разблокировать ценные телематические и геопространственные данные, генерируемые автопилотами и другими «умными» автомобилями.

А как же с правами потребителей на данные

В настоящее время Право на потребительские данные (CDR) активно действует только в банковском секторе. Ожидается, что в скором времени оно будет распространен на энергетический и телекоммуникационный секторы. Если какая-то правовая форма CDR будет развернута в автомобильной промышленности, она может стать ценным инструментом для облегчения обмена данными для умных и автопилотируемых машин.

CDR позволяет:

  • потребителям требовать раскрытия информации, относящейся к ним самим, или аккредитованным третьим лицам («запрос данных потребителей»);
  • любое лицо, запрашивающее информацию о товарах, продуктах или услугах («запрос данных о продукте»).

В конечном счете, степень, в которой CDR позволит обмениваться данными в автомобильной промышленности, будет зависеть от будущей разработки правил и инструментов обозначения для автомобильного сектора.

Тем не менее, исходя из структуры законодательства, стоит рассчитывать на следующие данные:

  • информация, касающаяся характеристик водителя,
  • данные GPS,
  • данные биометрических,
  • биологических или медицинских датчиков
  • данные о дорожно-транспортных происшествиях могут быть назначены в качестве «требуемых данных о потребителях» в соответствии с Правилами CDR и, следовательно, доступны для потребителей через запрос данных потребителя;
  • информация, относящаяся к спецификациям беспилотных и умных
  • автомобилей, характеристикам и диагностике транспортного средства, может быть номинирована как «требуемые данные о продукте» в соответствии с Правилами CDR и, следовательно, доступна третьим лицам через запрос данных о продукте.

Хотя все это зависит от разработки будущих правил CDR для автомобильной промышленности, потребительское право обеспечивает одну из возможных отправных точек для того, как могут выглядеть реформы обмена данными в автомобильной промышленности.

Закон «Об автоматизированной безопасности транспортных средств» Национальной транспортной комиссии

Параллельно с этим Национальная комиссия по транспорту разрабатывает рамки для обмена данными беспилотников в рамках своего предлагаемого Закона об автоматизированной безопасности транспортных средств (AVSL). В соответствии с предлагаемым NTC AVSL, он создаст новый регулятор для работающих беспилотников, и регулятор будет иметь право запрашивать данные у субъектов автоматизированных систем вождения, включая производителей.

В Программном документе NTC 2021 года по AVSL рекомендуется, чтобы новый действующий регулятор для беспилотников имел право запрашивать следующие категории информации:

  • продукция и техническая информация о соблюдении общей обязанности по безопасности, предложенной AVSL;
  • информация о сторонах, участвующих в работе беспилотника, которая может включать информацию о личности пользователя для каждого AV,
  • водителя, зарегистрированного владельца, любого удаленного водителя и пассажиров каждого автоматизированного транспортного средства;
  • информация о работе AV, которая может включать данные сгенерированные машиной о том, кто контролировал ситуацию в определенный момент времени,
  • местоположение автомобиля, скорость, активацию тормозов и ускорение, а также любую другую информацию об обстоятельствах, которые могли вызвать или способствовать аварии.

Ожидается, что NTC предложит законопроект для AVSL в 2022 году, который предоставит более подробную информацию о сфере сбора данных нового предлагаемого регулятора.

Напомним, что Правительство Великобритании сообщило о планах дать транспортным операторам и муниципалитетам более подробные инструкции о законном обмене данными с цифровыми платформами. Последние собирают информацию для помощи в планировании поездок.