каршерингновости

Электрокаршеринг в России на низком старте

Российский каршеринг пока не готов наращивать свой парк за счет электромобилей. Сервисы имеют единичные экземпляры, нередко премиум-класса.

В светлое электробудущее

Электрокаршеринг в России на низком старте. К такому выводу пришли эксперты в ходе круглого стола, организованного в конце мая «Коммерсантом». Они обсуждали перспективы развития электротранспорта в России. В Евросоюзе и США каршеринговые компании активно переходят на электромобили. В России также заметны первые шаги. Первый в России каршеринг электромобилей уже вышел на дороги Владивостока. Из Москвы доставили несколько десятков китайских электрокаров и открыли мобильное приложение Green Crab Carsharing, которое можно скачать в App Store и Google Play.

В начале июне в рамках правительственной концепции по развитию электротранспорта в России до 2030 года, Минтранс озвучил разработанные методические рекомендации по стимулированию использования электромобилей и гибридных машин, которые направил региональным властям.

Согласно документу, дислокация машиномест с зарядными станциями должна определяться с учетом мнения владельцев электротранспорта и «электросетевых» возможностей. В предложенной формуле закладывается в том числе климатический коэффициент: он позволит властям Якутска, Красноярска и Тюмени создавать меньше парковок для электротранспорта, чем, к примеру, в Сочи, Краснодаре и Крыму. В зонах «общественно-деловой» застройки, а также на АЗС Минтранс рекомендует оснащать зарядками не менее 10% от всех мест для электромобилей. А вот в зонах жилой застройки, где проживают владельцы таких машин, рекомендуется делать все парковочные места сразу с зарядками «медленного» типа (позволяют зарядить машину до 80% за два часа).

Электрокаршеринг на старте

Несмотря на активную позицию властей, электромобили не имеют значительной доли в общем автопарке городов России, включая Москву. Не идет «электрификация» и каршеринга большими темпами.

Даже в Москве эта история имеет единичные локальные случаи. Например,

операционный директор каршеринга «Ситидрайв» Эдуард Мингажев рассказал на круглом столе, что в их сервисе доступны 12 электромобилей марки Tesla. Model 3 можно взять в аренду в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. Для жителей столицы есть эксклюзивное предложение – Tesla Model Y. Из новшеств – снизилось время минимальной аренды с 24 часов до минут. Но цены все еще высокие.

Например, стоимость минуты поездки на Model3 в 3 раза дороже, чем на обычном автомобиле, а на Model Y в 5 раз. Несмотря на это, по словам Мингажева, спрос продолжает расти.

В аренду берут, в основном, энтузиасты и те, кому интересны новые технологии, говорит представитель каршеринга.

«За зарядку автомобиля компания отвечает сама. Когда она достигает низкого уровня, мы его отключаем. Если же речь идет о долгосрочной аренде, то мы даем клиенту провод», —пояснил Эдуард Мингажев.

Однако использование Tesla является довольно дорогим для компании. Осложняют ситуацию и антироссийские санкции, из-за которых обновление автопарка стало крайне затруднительным. На китайских поставщиков, по словам эксперта, пока полностью положиться также нельзя.

На вопрос можно ли на арендованной Tesla добраться из Петербурга до Москвы, спикер ответил: «В настоящий момент — это затруднительно. Практика показывает, что фактически работает только одна зарядная станция (она находится на Валдае, примерно в 300 километрах от Москвы). Там можно попасть в очередь на всю ночь (сама зарядка занимает около двух часов).

Что касается других авто, то пока, по словам Минжаева, нет оптимального решения. Так, например, перспективная модель Nissan Leaf для каршеринга или такси не подходит – время ее заряда составляет около 10 часов.

Не выросшая инфраструктура

Все понимают, что каршеринг это не только автомобили, это еще и инфраструктура, а также условия пользования. Чтобы машины были всегда на ходу, пользователи должны оставлять автомобили там, где есть городские зарядные станции, а такие требования создают массу неудобств. Даже в Москве нужно искать места зарядных станций.

Кроме того, автопарк необходимо обслуживать, расширять. В новых условиях это, будет дорого. Неизвестными остаются и тарифы. Не исключено, что цены на аренду таких машин существенно вырастут, что может сделать их непривлекательными для пользователя. Выбрать модели можно, есть из чего выбирать. Совсем уйти от электротранспорта не получится, нефть не вечна, а значит рано или поздно электромобили к нам придут, но это должно быть продуманное и хорошо организованное решение.

Президент компании Sitronics Group Николай Пожидаевспрогнозировал кратный рост сети зарядных станций в России с учетом заявленных проектов по субсидированию их установки: «Планируется удвоить их число в Москве в 2023 году, а к 2030-му число электрозарядных станций в стране должно вырасти как минимум до 72 тыс.».

Говоря о мотивах инвестирования в электрозарядный бизнес, Николай Пожидаев отметил, что глобальный энергопереход в мире уже начался, а российская экономика должна к нему адаптироваться. 

«В соответствии с этим трендом мы включили направление развития электрозарядной инфраструктуры в свою стратегию. Этот бизнес комплементарен деятельности IT-компании, софтовые составляющие есть и в самих зарядных станциях, и в управлении сетью. Мы строим станции, разрабатываем и поддерживаем работу программного обеспечения для управления, оказываем сервисное обслуживание», – отметил он. 

Россия активно конкурирует с мировыми лидерами как по технике, так и в программном обеспечении: «Отечественные производители электрозарядных станций и софта не уступают немецким». В отношении единых стандартов и стоимости зарядки Николай Пожидаев отметил, что при реализации стратегии развития Sitronics Group учитывает прежде всего поведенческие факторы владельцев электромобилей: «Пользователи часто принимают решение не по стоимости, а исходя из собственных привычек и удобства.

К примеру, выбирая между платной станцией на охраняемой закрытой территории и бесплатной в общедоступном месте, водитель может предпочесть первый вариант». По словам президента Sitronics Group, в обозримой перспективе благодаря усилиям регулятора и участников рынка могут появиться отечественные электромобили до 2 млн рублей, которые смогут войти в состав таксопарков, каршерингов и станут доступны для массового потребителя.

Число бесплатных зарядных станций для электрокаров на территории Москвы в 2022 году достигнет 250 штук.

Руководитель проекта «Энергия Москвы» департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Александра Шумская сообщила, что в настоящее время в столице работает 96 станций, которые могут единовременно зарядить до 159 машин, еще около 25 станций находится в процессе подключения. «Мы устанавливаем их в точках притяжения – около магазинов, кафе, но также и в спальных районах. Кроме того, с 1 марта с актуализацией правил МЧС зарядные станции можно также размещать в паркингах», – добавила Александра Шумская.