главноекикшерингперсональные данные

Госплатформенное единообразие

Зачем кикшерингам привязывать услуги к госинформсистемам
Сервисы аренды электросамокатов хотят разделить ответственность за нарушителей вместе с Минцифры, введя верификацию пользователей через «Госуслуги». Министерство впервые подключит транспортный шеринг в свою госинформсистему, но повезет только одному оператору из тройки желающих. Приведет ли это к снижению числа клиентов кикшеринга и, почему бизнес «полюбил» госпорталы, — в материале PRO Шеринг.
И верхи могут, и низы хотят

О планах трех крупнейших федеральных операторов кикшеринга интегрироваться в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) – портал «Госуслуги», узнал «Коммерсант». Об этом изданию сообщили в Минцифры. Сервисы предложили министерству верифицировать своих пользователей через госпортал, чтобы отсеять неблагонадежных пользователей. Министерство согласилось в рамках экспериментального режима, который действует с 2021 года по постановлению Правительства РФ № 453. За это время к ЕСИА подключились такие агрегаторы, как «Авито», «Авто.ру», «Озон», «Вайлдберрис» и ряд других сервисов для потребителей.

На этот раз инициатива шла не сверху от власти, а от самой тройки операторов. Это подтвердили PRO Шеринг несколько участников рынка кикшеринга. Идущая «снизу» инициатива показывает, что операторы действительно заинтересованы в идентификации поездок через «Госуслуги» для повышения безопасности, — рассказала директор Ассоциации операторов микромобильности (АОМ) Ксения Эрдман.

В Совете Федерации РФ считают, что помимо верификации через «Госуслуги», необходимо установить также обязательную регистрацию средств индивидуальной мобильности (СИМ). «Это позволит идентифицировать нарушителей, повысит прозрачность установления ответственности и будет мотивировать пользователей более ответственно подходить к вопросам дорожной безопасности и соблюдения правил в поездках», — сообщил PRO Шеринг первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артём Шейкин.

Плюс верификация всей страны

Ранее Ассоциация больших данных (АБД), куда входят крупнейшие агрегаторы, прогнозировала, что в случае обязательного подключения сервисов к госпорталу, отток клиентов может составить порядка 50%. Но в кикшеринговых компаниях не видят таких рисков, несмотря на отсутствие информации о доле зарегистрированных в «Госуслугах» клиентов кикшерингов. Общее число пользователей арендных электросамокатов по России оценивается АОМ в 61 млн человек, а число граждан на госпортале по итогам 2024 года превысило 112 млн человек, сообщали в Минцифры.

«Мы, конечно же, не можем знать заранее, кто из пользователей есть на “Госуслугах”, но кажется, что сегодня учетная запись в ЕСИА есть практически у каждого», — считает пресс-секретарь Whoosh Денис Балакирев.

«Не думаю, что лидеры рынка переживают о потере пользователей из-за верификации через «Госуслуги», поскольку все основные клиенты – это платежеспособное, работающее россияне, которые давно подключены к госуслугам», — уверена Ксения Эрдман. Она полагает, что отсеются как раз дети, подростки и сомнительные личности, которые не захотят «прозрачных» отношений с сервисами аренды. А именно этого и добиваются операторы.

Представитель Whoosh пояснил, что недавний опыт верификации в столице через портал mos.ru показал отсутствие негатива и сложностей у пользователей. В «МТС Юрент» также подтвердили PRO Шеринг эффективность цифровой интеграции с московским порталом.

Глава ассоциации объясняет причину лояльности кикшерингов к ЕСИА логикой и адаптацией операторов к новым реалиям. «Сервисы поняли, что от локальной интеграции с региональными порталами, надо переходить к единой платформе. Тогда пользователям в командировках не нужно будет регистрироваться в каждом региональном портале для аренды средств индивидуальной мобильности (СИМ)», — говорит Ксения Эрдман.

Один из сервисов кикшеринга поделился c изданием мнением, что тройка лидеров пытается предвосхитить обязательное подключение к госпорталу, чтобы в тестовом режиме отработать все технические нюансы и синхронизировать свои ИТ-ресурсы с требованиями Минцифры. В самом министерстве пока ни о каком принудительном подключении не говорят.

Не стоит забывать и об интересе бизнеса к собираемым данным, которые госорганы будут обезличивать в «озере данных», — говорит эксперт по защите персональных данных и соучредитель Regional Privacy Professionals Association (RPPA) Алексей Мунтян. Для «озера» разрабатывается госинформсистема, куда бизнес будет передавать обезличенные данные. Доступ к ним будут иметь первый год только госструктуры, а затем отдельно утверждаемые компании. «Пока это формат эксперимента, но в дальнейшем такая форма отношений выстроится в систему, которую нужно будет монетизировать, чтобы как минимум окупать издержки госплатфоры», — уверен эксперт.

Операторы «второго эшелона» кикшеринга также подтвердили готовность в дальнейшем подключиться к госуслугам. В сервисе Sun Rent не видят преград для верификации пользователей на портале «Госуслуги», если из экспериментального режима проект перейдет в нормативно-правовой базовый. При этом руководитель отдела продаж Sun Rent Вениамин Винценовский отметил, что затраты на интеграцию будут, но не критическими для операционной деятельности.

Руководитель ИТ-подразделения агентства «Полилог» Людмила Богатырёва видит в интеграции выгоды для бизнеса, который сократит издержки на собственные системы идентификации пользователей и, как следствие, не будет «зашивать» эти затраты в тарифы.

Ксения Эрдман полагает, что у региональных игроков на первом этапе могут возникнуть технические сложности в случае обязательного подключения, но основатель ИТ-вендора Mobility Solutions (поставщик ПО для транспортного шеринга) Сева Оносов не видит серьезных технических проблем при подключении небольших операторов кикшеринга к порталу «Госуслуг». В то же время он признает, что необходимо сначала ознакомиться с техническим регламентом условий подключения, который будет предоставлять госпортал.

«Процесс может занять как одну неделю, так и полгода. На примере интеграции с порталом mos.ru, которую Mobility Solutions проводила для получения клиентами каршерингов пропусков для передвижения в пандемию, могу сказать, что процесс занял у нас одну-две недели. При этом небольшие сервисы более оперативно смогут подключиться, чем крупные операторы, которые имеют долгую внутреннюю процедуру согласования всех шагов», — пояснил Сева Оносов.

Первый из первых

Собеседник PRO Шеринг, близкий к Минцифры, подтвердил, что министерство выбрало одного из трех операторов, и прорабатывает его включения в ПП №453. Ни Минцифры, ни сами операторы не хотят называть счастливца. Участник рынка рассказал изданию, что это может быть связано с желанием и активными попытками остальных двух операторов войти в эксперимент. Алексей Мунтян предполагает, что «первым среди равных» мог стать «МТС Юрент», благодаря имеющемуся опыту взаимодействия МТС с Минцифрой. В самом сервисе аренды порталу PRO Шеринг сообщили, что «надеются на содействие со стороны Минцифры для реализации проекта и получения всех юридических и технических доступов».

«Допуск только одного участника из тройки лидеров к госуслугам – это сугубо техническая сложность и временная проблема, в краткосрочной перспективе интеграцию проведут все три оператора, — уверен заместитель директора АНО «Платформа НТИ», председатель технического комитета (ТК) 194 «Кибер-физические системы» Никита Уткин.

Госуслуги — это действительно сложный многоблочный сервис, говорит эксперт, и для государства в лице Минцифры, взаимодействие с коммерческими организациями, это определенный вызов, который они успешно решают.

Эксперимент с кикшерингом вписывается в общий тренд, и аналогичных инициатив будет больше, полагает Никита Уткин. При этом он уточнил, что необходимо повышать уровень защищенности портала «Госуслуг», поскольку растет его потенциал, как единого окна верификации с большим числом персональных данных.

С ним согласен генеральный директор Sun Rent Илья Сальников, который в разговоре с PRO Шеринг отметил важность обеспечения безопасности: «Необходима качественная защита данных, как со стороны госплатформы, так и со стороны операторов кикшеринга».

Важным остается и вопрос наличия альтернативы. «С одной стороны, безальтернативная система дает больше контроля, но уменьшает удобство и гибкость как для клиентов, так и для бизнеса. С другой, государству выгодна именно такая система, в то время как бизнес от нее может «закостенеть»», — говорит Алексей Мунтян. Он предполагает, что со временем подход к саморегистрации изменится. В качестве альтернативы могут рассматриваться существующие системы идентификации, такие как Сбер ID, Тинькофф ID и VK ID, поскольку они уже знакомы и понятны государству.

Денис Кунгуров, Павел Паршков

Фото: PRO Шеринг