Воскресенье, 21 декабря, 2025

Импортозамещение в автомобилестроении: ключевые шаги и вызовы

Премьер-министр России Михаил Мишустин подчеркнул необходимость развития отечественных технологий в автомобилестроении, включая системы автоматизированного проектирования (САПР) и поддержки жизненного цикла продукции. В ходе рабочей встречи с генеральным директором крупнейшего российского производителя грузовых автомобилей — ПАО «КАМАЗ» — Сергеем Когогиным, глава правительства отметил, что без собственных технологических решений в этой области создание конкурентоспособной продукции становится невозможным.

Мишустин акцентировал внимание на важности импортозамещения в сфере программного обеспечения, которое ранее в значительной степени зависело от западных поставщиков. «Без современных средств проектирования, систем автоматизированного проектирования, систем поддержания жизненного цикла создавать свои решения будет невозможно. Это связано и с расчетами, и с дизайнерскими разработками», — заявил премьер. Он также напомнил, что развитие собственных технологий является одной из приоритетных задач, обозначенных президентом Владимиром Путиным.

Рост качества и конкурентоспособность отечественных решений

Ведущие российские разработчики САПР отмечают значительный прогресс в качестве и функциональности своих продуктов за последние годы. Исполнительный директор компании «Сисофт Разработка» Михаил Бочаров подчеркнул, что российские решения в области тяжелого софта уже достигли уровня, позволяющего конкурировать с западными аналогами. «До санкций западные компании устроили в России монополию благодаря масштабным маркетинговым программам. Сейчас же российские вендоры предлагают не просто сырой продукт, а полноценный функциональный комплекс, который охватывает все задачи заказчиков», — отметил Бочаров.

Он также добавил, что крупные российские компании активно внедряют отечественные системы, что свидетельствует о доверии к качеству и надежности отечественных разработок. Этот тренд, по мнению экспертов, стал возможным благодаря усилиям разработчиков, которые адаптировали свои продукты под специфику российского рынка.

Роль «КАМАЗа» в импортозамещении

Сергей Когогин доложил премьеру о прогрессе, достигнутом «КАМАЗом» в рамках программы импортозамещения. Компания активно работает над внедрением суверенных решений в области проектирования и эксплуатации своих изделий. Мишустин подчеркнул, что важно не только сохранять темпы работ, но и добиваться полной реализации проектов импортозамещения. «Важно, чтобы не снижались темпы работ, чтобы проекты импортозамещения были реализованы», — заявил глава кабмина.

Он также поручил руководству «КАМАЗа» продолжать активную работу в этом направлении, регулярно докладывать о результатах и привлекать экспертов для решения сложных задач. «Индустриальные центры компетенций будут продолжать с вами работать. Это уже имеет свои плоды. У нас уже достаточно высокий процент внедрения, но надо держать здесь руку на пульсе», — подчеркнул Мишустин.

Новый модельный ряд и развитие человеческого капитала

По оценке премьера, «КАМАЗ» активно работает над разработкой нового модельного ряда, что является важным шагом для укрепления конкурентоспособности компании на внутреннем и внешнем рынках. «Научно-исследовательские и конструкторские работы, вообще труд дизайнеров, проектировщиков сегодня очень важен, поскольку мир движется вперед и, чтобы иметь конкурентные преимущества, необходимо развивать во всем собственные компетенции», — отметил Мишустин.

Он также подчеркнул, что успех компании напрямую связан с развитием человеческого капитала. Руководство «КАМАЗа» серьезно занимается программой профессионального образования, сотрудничая с передовыми инженерными школами и готовя специалистов в Набережных Челнах. «Хочу пожелать удачи, успеха и, конечно, чтобы как можно больше молодых ребят, которые учатся «с горящими глазами», приходили к вам на производство, создавали новые удобные, качественные автомобили, самосвалы, тягачи, электробусы и радовали нашу страну, людей современными и конкурентоспособными машинами», — подытожил премьер.

Развитие отечественных технологий в автомобилестроении — это не только вопрос импортозамещения, но и стратегический шаг к укреплению экономической безопасности страны. Как отметил Михаил Мишустин, «КАМАЗ» играет ключевую роль в обеспечении строительного сектора, сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности, а также в производстве общественного транспорта. Однако для достижения поставленных целей необходимо не только инвестировать в технологии, но и развивать человеческий потенциал. Это подтверждается успехами «КАМАЗа», который активно сотрудничает с образовательными учреждениями и привлекает молодых специалистов.

В целом, развитие отечественных САПР и систем поддержки жизненного цикла продукции открывает новые возможности для российского автомобилестроения. Это не только позволит создавать конкурентоспособную продукцию, но и укрепит позиции России на мировом рынке, что является важным шагом в рамках долгосрочной стратегии технологической независимости

Читайте также:

Свежие материалы