каршерингновостиоператоры

Каршеринг переходит на наличную оплату

Роспотребнадзор через суд обязал «Делимобиль» принимать оплату за аренду машин в том числе наличными средствами. Также будет сокращен срок возврата ошибочно списанных средств втрое, а размер пеней – в 25 раз.

Такое решение вынес арбитражный суд Свердловской области по претензии Роспотребнадзора. Помимо новой формы оплаты, судья постановил, что клиенты вправе оспорить размер убытков, которые может переложить на них оператор, несмотря на данное ранее согласие их принять по договору. Разбирательство началось в феврале 2020 года, когда Роспотребнадзор предписал ООО «Каршеринг Руссия» (бренд «Делимобиль») изменить условия договора, нарушающие права потребителей. Судебный процесс шел больше года. В итоге часть претензий надзорной службы суд принял, а в другой части поддержал оператора каршеринга.

Теперь оплата каршеринга только безналичным способом признана незаконной.

В решении суда указано, что преимущество дистанционной оплаты «не может умалять обязанность исполнителя услуги предоставить потребителю возможность осуществить расчет в наличной форме». При этом суд признал легитимным безакцептное списание средств с карты клиента (без дополнительного подтверждения от владельца), но счел срок возврата денег в случае ошибки излишне долгим – 30 дней против положенных по закону 10.

Право компании начислять клиентам штрафы и пени суд признал законным, но отметил, что их размер в 0,5% от суммы долга в день в 25 раз превышает учетную ставку ЦБ. Поэтому в этой части условие договора неправомерно.

Также незаконным считается пункт, лишающий потребителя права выбора. Речь идет о невозможности оспаривать штрафы, размеры убытков, ущерба, расходов на ремонт и техническое обслуживание. Пользователь сохранит это право в спорных ситуациях.

Кроме того, «Делимобиль» не вправе в одностороннем порядке менять условия договора или отказываться от него, это возможно только по соглашению сторон.

Это первый спор о законности типовых правил подобных сервисов. Юристы считают, что для каршеринговой отрасли сохранилось принципиальное право на списание денег автоматически при данном заранее согласии клиента во время подписания договора. Это касается не только суммы за аренду, но и применительно к штрафам и ущербу от ДТП. Известно, что «Делимобиль» в целом удовлетворен решением суда.

Как сообщил PRO Шеринг глава юридической компании “Ассистент плюс” Смбат Алиханян, примененная судом практика очень верная: “Думаю для всех каршерингов все будет также, что радует”.

Правда, эксперты считают чрезмерным обязательства по наличной оплате, поскольку вся концепция сервиса выстроена на удаленной аренде машин. Суд формально прав, но решение выглядит анахронизмом, тем более что в период пандемии Роспотребнадзор сам рекомендовал «использовать безналичную оплату, чтобы исключить риски распространения коронавирусной инфекции». Некоторые компании каршеринга считают, что организация наличной оплаты существенно увеличит расходы.