Каршеринг популяризирует китайские авто
Проведенные опросы выявили отношение россиян к растущему в стране парку машин из Поднебесной
Большинство опрошенных граждан уверены, что на дорогах доля китайских машин стала доминировать, а сервисы каршеринга лишь усиливают осведомленность об автомобилях из Китая. Почти половина каршероводов арендовали модели из КНР, а их доля в автопарках сервисов составила 40-60%. Аналитические центры НАФИ, РОМИР и «Автостат» говорят, что популярность машин из Поднебесной растет из года в год.
Кругом китайский автопром
Больше половины (60%) россиян считают, что китайские автомобили широко представлены на российском рынке, а 44% пользователей каршеринга уже имеют опыт аренды китайского автомобиля в сервисах краткосрочной аренды, говорится в исследовании Аналитического центра (АЦ) Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) по заказу оператора краткосрочной аренды «Делимобиль». Сервис, как и большинство федеральных каршерингов постоянно наращивает долю китайских брендов, доведя ее до 30% от всего парка, согласно информации пресс-службы.
Китайские автомобили становятся все более заметными на дорогах, и это подтверждается мнением четверти опрошенных: 26% считают, что каждый второй автомобиль на дороге — китайский. Еще четверть респондентов (25%) отмечают, что китайские автомобили составляют более половины всех встречающихся машин. Это свидетельствует о растущем влиянии китайских брендов на российском рынке.
Сервисы каршеринга также играют важную роль в повышении осведомленности о китайских автомобилях. Так 54% опрошенных уверены, что такие сервисы способствуют популяризации автомобилей из Китая. Среди пользователей краткосрочной аренды 67% встречали китайские автомобили в каршеринге, а 44% уже имели опыт вождения таких автомобилей. В частности, сервис «Делимобиль» предлагает более 25 различных моделей из КНР, что говорит о разнообразии и широком выборе для клиентов.
Одним из ключевых факторов привлекательности китайских автомобилей является их дизайн, который высоко оценивают 90% опрошенных. Также 69% респондентов отмечают технологичность этих автомобилей, что указывает на их конкурентоспособность в современном автомобильном мире. Китайские автомобили широко представлены на дорогах городов (60%), особенно в каршеринге, и по опыту «Делимобиля» они демонстрируют надежность в эксплуатации.
Несмотря на это, 40% опрошенных заявили, что в ближайшее время не планируют приобретать собственный автомобиль. Это связано с увеличением издержек владения личным транспортом. Однако среди тех, кто рассматривает возможность покупки автомобиля, 32% выбирают китайские модели. Интересно, что 60% пользователей каршеринга не придают значения стране происхождения автомобиля при выборе машины для аренды.
Для владельцев личных автомобилей китайского производства важным фактором при выборе каршерингового автомобиля является страна происхождения. Они чаще предпочитают автомобили китайских брендов, поскольку доверяют их качеству и характеристикам. «Делимобиль» отмечает, что пользователи, которые пробовали разные китайские автомобили в каршеринге, склонны выбирать их для покупки в будущем. Наибольшую известность среди пользователей имеют бренды HAVAL, Chery и Geely, которые наиболее широко представлены в каршеринге.
Еще в 2022 году АЦ НАФИ выяснил, что 45% россиян стали хуже относиться к иностранным брендам, приостановившим деятельность в России. Однако при возобновлении работы зарубежных компаний 63% россиян готовы вновь приобретать их продукцию.
Не «китайское» качество
Сегодня обладатели «китайцев» говорят, что их отношение к маркам из КНР стало лучше в первую очередь из-за того, что сами автомобили подросли в качестве. Такую позицию высказали 65,3% россиян, опрошенных в сентябре 2024 года агентством «АВТОСТАТ» и DRIVE2.RU, которые представили итоги исследования на форуме «CarX – 2024».
Согласно опросу лишь 15,3% респондентов отметили отсутствие альтернативы китайским автомобилям. Это говорит о том, что большинство участников опроса уже начали рассматривать китайские марки как серьезную опцию для покупки. Однако среди этой группы выявлены и негативные аспекты: 8,5% опрошенных считают, что цена не соответствует качеству. Это может свидетельствовать о том, что хотя китайские автомобили становятся все более популярными, многие потребители все еще остаются настороженными по поводу их реальной ценности.
Лишь 8% участников не заметили изменений в своем отношении к китайским маркам. Из них 5,7% всегда положительно относились к этим автомобилям, а 2,3% — наоборот, имеют исключительно негативные впечатления.
Ситуация среди владельцев автомобилей других марок выглядит иначе. Почти каждый четвертый (26,6%) из них продолжает негативно оценивать продукцию китайского автопрома. Около 26,1% выражают сожаление по поводу увеличения присутствия китайских брендов на рынке и отсутствия альтернатив. Вместе с тем, около 24,2% респондентов признали, что качество китайских автомобилей значительно улучшилось за последние годы.
Тем не менее, почти 20% опрошенных указывают на несоответствие цены и качества. Это может быть связано с тем, что несмотря на улучшение качества, многие потребители все еще считают цены на китайские автомобили завышенными. Лишь 0,7% участников опроса заявили о постоянном негативном отношении к китайским машинам, что говорит о том, что даже те, кто ранее был против покупки таких автомобилей, могут пересмотреть свои взгляды.
По данным РОМИР, по итогам 2023 года более половины (51%) новых автомобилей на российском рынке были произведены китайскими брендами. Это свидетельствует о значительном увеличении их доли — за год в 2,7 раза и за последние два года — в 7,3 раза. Таким образом, китайские марки становятся все более важными игроками на российском автомобильном рынке. Однако знание и доверие к китайским маркам все еще отстают от аналогичных показателей европейских, японских и корейских производителей. Это создает преграды для покупок и может затруднить дальнейшее развитие китайских брендов в России.
Опрос РОМИР также показал, что лишь три китайских бренда — Chery, Haval и Geely — начинают достигать уровня известности европейских и корейских марок. Остальные китайские производители заметно отстают.
Российские потребители ассоциируют большинство китайских авто с экономичностью и новаторством. Однако в отличие от ушедших премиальных европейских брендов, которые воспринимаются как надежные и престижные, ни один из китайских производителей не получил подобной оценки. Лишь марки Exceed, Geely и Haval были отмечены как статусные.
Основной причиной недоверия россиян к надежности китайских автомобилей является отсутствие опыта долгосрочной эксплуатации, полагают аналитики. Этот фактор стал главным барьером для покупки у 39% респондентов. Более четверти опрошенных (27%) выразили сомнения в долгосрочной работе официальных дилеров китайских марок.
Также 26% участников опроса сомневаются в качестве кузовных деталей и лакокрасочного покрытия. Это подтверждает опасения потребителей относительно долговечности и надежности автомобилей из Китая. Наконец, 25% респондентов опасаются низкой ликвидности китайских автомобилей на вторичном рынке. Это является важным фактором для многих покупателей, которые рассматривают возможность продажи своего автомобиля в будущем.
Подготовила: Ирина Миляева
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков, Алиса Зацаринная, Drive2.ru, РОМИР