аналитикаглавноекаршерингновости

Каршеринг «Ситидрайв» показал снижение оборота компании в 2024 году

Оборот сервиса краткосрочной аренды автомобилей «Ситидрайв» в 2024 году вырос на 40%, что ниже на 26% прироста 2023 года (66%). Компания зафиксировала сумму чуть более 18 млрд рублей. В целом, относительно остальных топ-3 сервисов, динамика оказалась неплохой.

О приросте оборота или GMV на 40% до 18 млрд рублей «Ведомостям» эксклюзивно рассказали в пресс-службе каршеринга. Выручку, чистую прибыль и убыток «Ситидрайв» не стал раскрывать. В 2023 году ООО «НТС» (юрлицо «Ситидрайва») выручила 10 млрд рублей, увеличив показатель на 57% по сравнению с 2022 годом, согласно отчетности «Руспрофайл». Чистый убыток значительно сократился с 1,7 млрд рублей (2022 год) до 181 млн рублей в 2023 году.

Поскольку все шеринговые сервисы относят себя к ИТ-компаниям и захватывают рынок e-commerce, то им удобно оценивать свои маркетинговый и прочие активности в онлайне через метрику GMV (общий объем оборота товаров). В первую очередь этот показатель демонстрирует вложенные усилия команд по маркетингу и коммерции, а также продажи селлеров-партнеров. Показатель используется маркетплейсами, среди каршерингов замеры GMV делают Яндекс для всего своего шеринга (такси, самокаты, машины) и «Ситидрайв». Недавно «Яндекс» озвучил «среднюю температуру по больнице» своего направления райдтех, куда входят такси, каршеринг и сервис аренды самокатов. По итогам 2024 год GMV вырос на 33% относительно 2023 года. У публичной компании «Делимобиль» ожидается прирост выручки по итогам 2024 года в 35%.

Прошлогодний прирост числа поездок у «Ситидрайва» только на 20% говорит о выходе на плато спроса в мегаполисах, где уже присутствует оператор. Но с учетом роста ставки Центробанка, удорожания запчастей, роста зарплат техников, это можно считать неплохим показателем. Чтобы привлечь новых пользователей, оператор в прошлом году открыл доступ к машинам клиентам от 18 лет без стажа в 1 год, как было ранее, по примеру «Делимобиля».

«Делимобиль» в 2024 году также демонстрировал снижение продаж своих минут, то есть юнит-экономики на одну машину. «В III квартале 2024 года прирост составил 13%, что хуже результатов II квартала – 28% и I квартала – 35%. Замедление темпов происходило второй квартал.

На хорошие продажи могут повлиять расширение автопарка и выход в новые регионы.

В целом, «Ситидрайв» демонстрировал в последние годы эффективное управление, обогнав своих конкурентов. Так, по итогам 2023 года чистый убыток ООО НТС (бренд «Ситидрайв») сократился на 90% относительно аналогичного периода 2022 года. У BelkaCar он вырос почти в два раза до 780 млн рублей. «Яндекс.Драйв» показал снижение убытка на 53%.

По оценкам PRO Шеринг, объем рынка каршеринга в России составляет примерно 55-60 млрд рублей, где на топ-4 игроков приходится не менее 90% выручки.

Вероятно, в 2025 году мы увидим у «Ситидрайва» и других операторов рост среднего чека не только из-за инфляции, но и более продолжительной многочасовой аренды средним классом для поездок в выходные дни. Эту тенденцию мы наблюдаем в других странах – Южной Кореи, Сингапуре, Малайзии, согласно отчетам каршерингов Юго-Восточной Азии.

Сервисы каршеринга в текущем году активно займутся повышением своей рентабельности за счет расширения видов услуг. Этот тренд мы наблюдали уже в 2024 году. Так, «Ситидрайв», «ЯндексДрайв» и «Делимобиль» почти одновременно прошлой осенью запустили услугу аренды авто с последующим выкупом. Это можно назвать альтернативой кредитам, который резко подорожали. Если у человека нет суммы для первоначального взноса, то он может купить машину в каршеринге в рассрочку. Услуга по итогу оказывается не дешевой, но позволяет без первоначального взноса пользоваться автомобилем, оплачивая аренду в счет стоимости, а несколько лет накопить и внести фиксированную финальную сумму за машину.

Также «Ситидрайв» в 2024 году стал активно продвигать аренду по подписке на срок от одного месяца, расширив программу на города своего присутствия.

Операторы начинают выходить на смежные рынки. Так «Делимобиль» будет предлагать услуги технического обслуживания всем автолюбителям и бизнесу за счет расширения собственной сети СТО. В 2024 году активно наращивал их число, доведя до 12 в городах своего присутствия. Также своя сеть позволяет снизить издержки на ремонт на 30-50%, отмечали в сервисе.

Среди новых направлений есть вероятность запуска продажи запчастей на маркетплейсах. В 2023 году «Ситидрайв» рассматривал такую возможность, размещая вакансию на поиск ИТ-аналитика ценообразования и продвижения автозапчастей на маркетплейсах. Это позволяет операторам закупать большие партии запчастей в том же Китае на более выгодных условиях, а снижать складские излишки за счет продажи в розницу, увеличивая доходность и оборот капитала.

Фото: PRO Шеринг