главноекаршерингновости

Каршеринг в Крыму не поехал

Почему в Крыму не получается развивать краткосрочную аренду машин

Каршеринг «Чайка» объявил о продаже своего бизнеса, разместив объявление на «Авито Бизнес». Крупнейший сервис поминутной аренды машин стал «последним из Могикан», кто уходит с Крымского побережья. О непреодолимых барьерах для развития на курорте и перспективах, рассказали собственники бизнеса и эксперты.

Погорели на курорте

Каршеринг «Чайка» (Chaikacar) «летал» по всему побережью Крыма дольше всех конкурентов, но теперь готов «приземлиться» и отдать свой бизнес за 25 млн рублей. В стоимость входит база клиентов, CRM и бренд; программное обеспечение предоставляет ИТ-вендор из Сколково за абонентскую плату. Парк из 48 автомобилей продавать пока не планируется, но в компании готовы обсуждать и этот актив с покупателем «на земле», рассказала PRO Шеринг совладелец и генеральный директор «Чайки» Елена Диденко.

Крымский оператор Chaikacar запустился в 2019 году и проработал почти шесть лет. Согласно налоговой отчетности, ООО «Чайка» заработала в 2023 году 2,4 млн рублей (прибыль 133 тыс. рублей), имея несколько десятков машин. В 2021 году выручка составила 4,8 млн рублей. После чего начался период спада – 3,9 млн в 2022 году. Сейчас приложение сервиса работает, а на линии доступны 48 машин. В парке представлены марки от эконом- до комфорт-класса: Кia Rio, VW Polo, Ravon, Chery Tiggo 7 и 8. Заканчивать аренду можно в Севастополе, Симферополе, Ялте, Евпатории, Алуште, Керчи и Феодосии.   

За все время в Крыму открывались еще три оператора каршеринга – московский «Бумеранг» и местные стартапы – AliotDrive и Morelectriс. Последний предлагал электрокары Jac, открывшись в 2021 году, но проработав один сезон, завершил свою деятельность в 2022 году. Сказался дефицит электрозаправок по Крыму и высокие тарифы электрокаршеринга, рассчитанные на обеспеченных туристов.

Каршеринг в Крыму не поехал

Тогда же, в конце 2021 года, запустился в Симферополе каршеринг AliotDrive, который рассчитывал заработать через три года 743 млн рублей. Владельцы изначально искали инвесторов на 90 млн рублей, оценив свой проект в 2,6 млрд рублей, писал ранее PRO Шеринг. Автопарк состоял на момент открытия из Chevrolet Aveo и Haval F7. В первый год предполагалось довести объем парка до 400 автомобилей.

Основатель AliotDrive Владимир Кондрашов сейчас работает депутатом горсовета в г. Армянске (Крым), и в беседе с PRO Шеринг вспоминает, что причиной закрытия стал ряд факторов, включая недостаточную помощь властей. В Крыму на тот период отсутствовала развитая парковочная инфраструктура, не было льгот со стороны муниципалитетов для бесплатной парковки каршеринга. Также закрылся аэропорт Симферополя, который был основным каналом конверсии туристов в клиентов каршерингов.

Каршеринг в Крыму не поехал
По словам депутата, у властей в Крыму нет стратегии развития каршеринга, как сервиса, несмотря на транспортный коллапс в пики летнего сезона.

«В Москве выстроена политика по поддержке и помощи каршерингам для снижения транспортной нагрузки. В Крыму никто не понимает, что такое каршеринг и как его включить в программу развития городской инфраструктуры», — говорит Владимир Кондрашов.

Осложняли развитие каршерингов и санкции с 2022 года. Владимир Кондрашов признается, что ПО для сервиса им пришлось создавать самим — ИТ-вендоров пугали международные ограничения в отношении компаний, так как многие из них вели бизнес за рубежом.

К тому же лизингодатели автомобилей находились на материке, а на полуострове лизинг был доступен только от банка РНКБ. Каршеринг «Чайка» предпочитал брать машины на заемные средства без лизинга, но как отмечает Елена Диденко, проблем с лизингодателем сегодня на полуострове нет, поскольку они все активнее работают с крымским бизнесом.

На территории Крыма один оператор может спокойно развернуть парк в 2,5 тыс. машин, убежден владелец «Чайки». Правда, основными пользователями пока остаются туристы. Местные жители еще не готовы к такому сервису как каршеринг, есть проблемы и с культурой эксплуатации арендованных машин, считает Владимир Кондрашов.

Основатель ИТ-вендора Mobility Solutions (поставщик ПО для транспортного шеринга) Всеволод Оносов говорит, что у крымчан нет экономической потребности в краткосрочной аренде машин, как у москвичей: «В столице это вопрос экономии – приехать в центр выгодней на каршеринге, который имеет бронь на бесплатную парковку. Это экономит несколько тысяч рублей при цене 480 рублей в час».

Гибридная модель

В Крыму на экономику каршерингов сильно влияет сезонный фактор, так как основные пользователи – это знакомые с таким сервисом жители материковой части России, убежден исполнительный директор Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. «Еще к одной проблеме относятся конкуренты в лице местных классических игроков посуточной аренды, которые предлагают большой выбор машин по демократичным ценам», — пояснил представитель НАС.

Каршеринг в Крыму не поехал
Эксперт также отмечает географическую удаленность крымских городов, как один из барьеров для развития каршерингов регионального масштаба.

В отличие от компактной локации Сочи, крымский курорт значительно масштабней, а туристы воспринимают его как единый комплекс и хотят путешествовать по всему побережью республики. Для каршеринговых сервисов это более ресурсозатратная логистика, чем для операторов в Сочи и его окрестностях», — считает основатель керченского сервиса посуточной аренды автомобилей BroCar Павел Парамонов.

По мнению главы НАС, системным каршеринговым игрокам нужно быть очень гибкими и сильными, чтобы наращивать автопарк и ориентироваться на туристическую аудиторию. «Вне сезона сервисы должны предлагать какой-то комплексный туристический продукт, в который машина входит как одна из опций», — полагает Антон Шапарин.

Основатель ИТ-платформы управления автопарком Rently Артурс Зантманс считает, что в курортных локациях наиболее эффективны гибридные модели, где каршеринг и классическая аренда объединяются в один продукт, а затем используются цифровые каналы для интеграции с другими тревел-продуктами.

Каршеринг в Крыму не поехал
Эксперт говорит, что использование цифровых каналов для продвижения единого продукта мобильности обеспечит более широкий доступ к услугам.

«Транспортные онлайн-платформы можно интегрировать с площадками по бронированию отелей, авиабилетов и туристических пакетов, что создаст комплексное предложение для пользователей», — говорит Артурс Зантманс.

Основатель «Чайки» согласна с тем, что комплексная интеграция дает хороший синергетический эффект. В то же время, Владимир Кондрашов уверен, что для развития каршеринга в Крыму необходимы значительные инвестиции и ресурсы. «Новому игроку необходимо вложить минимум 250 млн рублей на первоначальном этапе и постоянно расширять автопарк. Это требует значительных средств из-за двукратного роста цен на машины и увеличения налоговой нагрузки», — говорит депутат.

Он отмечает, что отсутствие авиасообщения увеличивает срок окупаемости каршерингового проекта, впрочем, как и процесс лоббирования каршеринговой политики в программу развития курортной инфраструктуры Крыма в правительстве республики.

Денис Кунгуров

Фото: «Чайка», AliotDrive, Morelectriс, Mobility Solutions, Rently, НАС