каршерингновости

Каршероводов внесут в биометрическую базу

Минцифры хочет разрешить сбор биометрии для идентификации водителей такси и каршеринга. Это позволит избавиться от поддельных аккаунтов. Эксперты сомневаются в реализации новых правовых норм.

В России могут ввести сбор биометрии для идентификации водителей такси и каршеринга. Проект постановления Правительства РФ опубликован 7 августа и в ближайшее время начнется его общественное обсуждение. Минцифры предлагает утвердить правила с 1 января 2022 года.

Стоимость поездок на такси и каршеринге в России может значительно вырасти, сообщил член общественного совета при Минтрансе РФ Андрей Попков.

«Если за введение биометрии заставят платить частные компании, то цены для конечного потребителя услуги, естественно, повысятся», — цитирует Попкова URA.RU.

Документ опубликован на госпортале проектов нормативно-правовых актов. За счет контроля по биометрическим данным государство рассчитывает побороть торговлю поддельными аккаунтами – чужими данными для использования в каршеринге и такси. Левые аккаунты продают на различных сайтах и в мессенджерах за 2-5 тыс. рублей. В результате недобросовестные клиенты каршеринга, нередко без прав, получают доступ к автомашинам и совершают аварии, уходя с места преступления. Вычислить их невозможно по чужим данным.

Так выглядит прайс нелегальных аккаунтов в Москве от торговца:

Каршеринги, на фоне таких нарушений, ужесточают требования к регистрации. При регистрации требуются не только фотографии паспортов и прав, но и селфи с паспортом. У некоторых есть требование сфотографировать жест пальцев, который будет указан на экране. Однако, мошенники подделывают селфи с паспортом и обходят эту проверку. Достают фото или скан паспорта другого человека.

Есть риски, что в продаже аккаунтов принимают участие сотрудники каршерингов.

Стоит отметить, что аккаунты таксистов, равно как и пользователей каршеринга, продаются на «черном рынке» в интернете. Водителям такси незаконная услуга может быть нужна, чтобы продолжить работу в случае блокировки своего аккаунта в агрегаторах — например, за нарушение правил или плохое состояние автомобиля. Также известны случаи, когда на одной арендованной у таксопарка машине работают несколько человек, получающие заказы по одному аккаунту и желающие таким образом увеличить свой доход.

Эксперты отмечают, что использование коммерческих систем биометрической идентификации в России фактически отсутствует из-за чрезвычайно выскоих регуляторных требований. Так что это точно будет ЕБС Ростелекома.

Для того, чтобы использовать биометрию, организация должна:

– получить аккредитацию,

– подключиться к ГОССОПКА  (и выполнять требования безопасности, предъявляемые в критически важной инфраструктуре),

– выполнить требований по безопасности в соответствии со 152-ФЗ на основе модели угроз.

Это очень нетривиальный набор требований, так что на текущий момент фактически данное постановление не дает ничего.

Напомним, что с сентября в Москве планируется масштабный запуск каршеринга «Рули» от Дептранса столицы. Ожидается, что он станет первым государственным, а не частным проектом в сфере каршеринга — в тестовом режиме сервис уже запустили в московском регионе. Вероятно, сперва будут испытывать биометрию на нем.

Добавить комментарий