Требование о локализации данных затронет и сервисы каршеринга
Транспортные сервисы аренды сегодня владеют и управляют наиболее систематизированными данными как о своей технике, так и о поведении водителей. После предложения локализовать автомобили для аренды аренды, автоматически будут локализованы данные. Ценность такой информации не только в анализе вождения клиентов, но и в маркетинговой выгоде. Данные о целевых группах уже востребованы на рынке online too ofline (O2O), говорят эксперты по данным.
Операторы каршерингов активно аккумулируют и анализируют данные о своих клиентах и автомобилях в самых разных формах – от стиля вождения до музыкальных предпочтений и фотографий-селфи клиентов. «После регистрации каршеринг получает доступ к данным клиента: ФИО, паспортные данные, водительское удостоверение. По ним можно отследить сейчас практически любую информацию в интернете. Службы каршеринга видят все перемещения автомобиля в реальном времени по встроенному видеорегистратору, привязанному к картам и навигатору, типа «Яндекс.Навигатор». По этим данным, включая телеметрию, легко определяются манера езды, нарушения», — пояснил доктор технических наук, доцент кафедры «Автомобили» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Виталий Гаевский.

Крупные операторы, входящие в цифровые ИТ-гиганты, могут получать доступ к другим данным клиента, который пользуется экосистемой гиганта. Например, его уровень доходов, покупки, интересы, социальный статус, хобби. Эти данные можно увидеть через банковские платежи, чеки покупок, социальные сети и другие инструменты, которые входят в экосистему цифрового холдинга. Также данные с каршеринга могут обслуживать интересы экосистемы и ее подразделений, считает эксперт по защите персональных данных и соучредитель Regional Privacy Professionals Association (RPPA) Алексей Мунтян.

«Когда каршеринг — часть цифровой экосистемы, куда входит банк, страховая компания, оператор связи, маркетплейс, то они получат цифровой профиль водителя. И узнают, например, что он не бедный, и может себе позволить брать в каршеринг дорогие модели. Что водит достаточно агрессивно, но аккуратно. Это человек такого-то возраста, пола и такого-то предполагаемого достатка. Естественно, страховая компания может предлагать определенные страховые продукты. И будут предлагать определенные банковские продукты», — рассказал Алексей Мунтян.
Более продвинутый способ коммерциализации данных каршерингов – это продажа доступа к данным клиента для сторонних компаний. «Человек проезжает мимо какого-то места продажи товаров повседневного спроса, либо какой-нибудь кофейни, ресторана, и может в своем навигаторе увидеть соответствующие всплывающие объявления с персональными предложениями. Например, “под вас скидка только сегодня 10% на чашечку кофе”», — привел пример эксперт по приватным данным.
Сейчас для каршеринга важнее собрать данные о финансовой благонадежности своих клиентов, считает руководитель аналитического центра «Монтранс» Дмитрий Журавлев. «Каршеринги в основном не ограничивают пользователей, которые нарушают правила дорожного движения, поскольку обработка информации на их стороне до сих пор нужна для сбора статистики без должной обратной реакции», — рассказал он.

По мнению эксперта, для каршеринга важнее собрать платёжную информацию и контролировать использование автомобиля заявленным человеком, а также геолокацию, точки интереса, время поездки для повышения частотности и стоимости поездки. «То есть работать на увеличение прибыли через динамическое ценообразование и монетизацию высокого спроса», — рассказал Дмитрий Журавлев.
Пока такую работу и технологическую возможность имеют федеральные каршеринги. «Они действительно анализируют как человек пользуется этим автомобилем, аккуратно ли он ездит или нет, и после этого определяют его тариф», — рассказал вице-президент национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. Он считает, что такая практика должна быть распространена на всех игроков рынка. «Она абсолютно соответствует тренду на превращение каршеринга в максимально комфортный, удобный и прозрачный вид транспорта», — отметил представитель автомобильного союза.
Анна Варкентина
Фото: Ситидрайв, НАС, Монтранс

