главноекикшеринг

Куда законодательные новеллы направят электросамокаты

Власти хотят вместо запрета электросамокатов зарегулировать правила передвижения до безопасного уровня. Минстрой и операторы кикшеринга надеются за счет разрабатываемых законопроектов улучшить инфраструктуру и повысить ответственность пользователей. По мнению экспертов, помочь в разграничении пешеходных и самокатных потоков сможет видеоаналитика на базе информационного моделирования улиц и прогнозирование дорожного строительства. О том как реализуется дорожная карта для СИМ, – в репортаже PRO Шеринг c конференции «Цифровая транспортация 2024».
На госномерах в реестр

Принятая Правительством РФ в 2023 году дорожная карта развития средств индивидуальной мобильности (СИМ) начала реализовываться и детализироваться за счет законопроектов и нормативных актов. Законодатели и регуляторы призвали участников рынка СИМ подключиться к доработке рассматриваемых законопроектов.

«Мы сейчас в активной стадии сбора предложений. Поэтому всех операторов, участников дорожного движения, – прошу активно подключиться к доработке законов и нормативной документации. Рассчитываем, что их принятие позволит использовать их более эффективно и безопасно», – обратился 23 сентября на форуме «Цифровая транспортация 2024» к участникам замминистра Минтранса Валентин Иванов.

Он напомнил, что дорожная карта СИМ позволит обеспечить мониторинг дорожного движения, введение статистики аварийности и эффективно проводить территориальное планирование. В рамках карты разработан законопроект и проект постановления Правительства РФ. Так 1 марта 2023 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 6 октября 2022 года № 1769, которое определило правовой статус водителей СИМ и вывел их в отдельную категорию участников дорожного движения. Данные изменения в ПДД установили ряд ограничений и запретов. В октябре Минтранс внес законопроект о регулировании СИМ, который все еще находится на рассмотрении в первом чтении. Один из ключевых моментов документа – обязательная регистрация всех СИМ как транспортных средств для отслеживания правонарушений. Речь идет о создании и госномеров и регистрации на Госуслугах.

Куда законодательные новеллы направят электросамокаты

«В законопроекте тоже обозначается, что к движению допускаются СИМ, которые будут внесены в реестр соответствующие средства индивидуальной мобильности. При этом будут выдаваться номера для того, чтобы можно было отслеживать перемещение в автоматическом режиме с фиксацией правонарушений», – рассказал Валентин Иванов о законодательных планах.

Отсутствие должного правового регулирования езды на СИМ приводит к возмущениям и даже требованиям граждан запретить эти инновационные виды микромобильного транспорта, рассказал на конференции член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Артём Шейкин. Сенатор уточнил, что во всем мире идет активное правовое регулирование этого сектора, и Россия не отстает в своих законодательных новеллах.

«Запретить, убрать СИМ из российской транспортной инфраструктуры уже невозможно. Электросамокаты сравнялись со всем городским общественным транспортом, так как скорость передвижения практически одинаковая. Важно их зарегулировать в интересах всех сторон», – пояснил Артём Шейкин.

По словам сенатора, вводимые штрафы за нарушения должны охладить недобросовестных пользователей. Но при этом, они должны быть экономически обоснованы – мало ввести штраф, нужно его еще суметь взыскать, – пояснил он.

Сейчас федеральные операторы кикшеринга Whoosh, «МТС Юрент» и Яндекс Go штрафуют за пьяное вождение на 100-150 тыс. рублей.

Куда законодательные новеллы направят электросамокаты

Говоря о нормативном регулировании, сенатор отметил, что на законодательном уровне важно проработать следующие аспекты регулирования: скорость; разграничение потоков; идентификация всех СИМ, а не только кикшеринговых самокатов; фиксация правонарушений; совершенствование инфраструктуры для СИМ; просветительская деятельность.

Цифровой двойник для СИМ

В мире нет единого взгляда на регулирование СИМ – одни полностью запрещают электросамокаты, другие страны дают доступ даже 6-летним детям, рассказала в ходе конференции первый заместитель генерального директора фонда «Центр стратегических разработок», председатель общественного совета при Минтрансе РФ Татьяна Горовая.

Куда законодательные новеллы направят электросамокаты

«При этом, основные тяжкие последствия приходятся на индивидуальные самокаты, потому что кишеринговые компании саморегулируются, сотрудничают по безопасности с региональными властями», – рассказала Татьяна Горовая. Эксперт также видит решение проблем в учете и регистрации частных СИМ.

Директор Центра Исследований «Умного Города» Высшей Школы Экономики (ВШЭ) Константин Трофименко считает, что безопасность и удобство при формировании инфраструктуры даст использование технологии информационного моделирования (ТИМ) по аналогии проектирования и эксплуатации промышленных и жилых домов, улиц. «Нам нужна уличная информационная модель (УИМ) – цифровой двойник, который позволит рассчитать, как уместить в той или иной геометрии улицы конкретную велодорожку; учесть нагрузку потока пешеходов, СИМ за счет предварительного видео анализа», – считает эксперт. Система за счет камер будет прогнозировать даже аварийность, и сама делать прогнозы силами технологий искусственного интеллекта в дальнейшем.

Константин Трофименко уверен, что нужно двигаться направлении цифровизации, создавая ИТ-платформы больших данных, а не плодить бумажную документацию.

Цифровое око Дептранса для кикшеринга

Сегодня видеоанализом транспортного потока в Москве занимается Центр по координации движения всех видов транспорта при Дептрансе столицы. Он ежедневного следит за самокатами на выделенных стоянках и передает информацию операторам кикшеринга о степени загруженности 15 тыс. стоянок; несанкционированных скоплениях самокатов. Также за счет госномеров арендных самокатов оперативно фиксируются нарушения, которые передаются операторам.

За 5 лет число персонала у кикшеринговых компаний и Центра Дептранса Москвы достигло нескольких тысяч человек, рассказала руководитель проектов шеринга Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Полина Стасюк. 

Куда законодательные новеллы направят электросамокаты

«Поэтому мы со своей стороны поддерживаем развитие кикшерингового сервиса, который повышает цифровизацию транспортной инфраструктуры, развития «последней мили» для снижений заторов на дорогах», – считает Полина Стасюк.

Эксперт рассказала, что для разграничения потоков и снижения аварийности в Москве действует 350 медленных зон, которые пользователи стараются объезжать, разводя, тем самым, потоки.

Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман в ходе выступления сделала акцент на том, что бороться нужно не с самокатами, а менталитетом вождения. Необходимо обучать и просвещать самих пользователей правилам и культуре вождения. Это в интересах не только самокатчиков и пешеходов, но даже водителей машин.

Куда законодательные новеллы направят электросамокаты

По данным Ассоциации в России по итогам сезона 2023 года было 300 тыс. прокатных самокатов, а всего число частных и прокатных устройств достигло 800-1 млн. единиц.

В связи с ростом числа СИМ и развитием транспортного сценария использования, руководитель сервиса Яндекс Go Леонид Ясиновский высказал надежду на введение ограничения проезда в центр Москвы личного транспорта, как в Евросоюзе. «Тогда микромобильный транспорт станет хорошей альтернативной», – озвучил свои пожелания представитель кикшеринга.

Он также поблагодарил власти столицы за инициативу внедрения госномеров для арендных самокатов, которая показала эффект и теперь будет внедряться во всех регионах присутствия Яндекс Go. Леонид Ясиновский признался, что сейчас оператор работает над «реально работающей технологией обнаружения езды вдвоем». Напомним, что в 2023 году оператор Whoosh внедрил систему выявления езды двоих людей на своих самокатах.

Куда законодательные новеллы направят электросамокаты

Отвечая на вопрос сенатора Артема Шейкина о планах по росту, глава Яндекс Go пообещал «не “заваливать” города новыми самокатами» в ближайший год, а расти постепенно: «Мы вырастем там меньше, чем в два раза, и я надеюсь на разумность моих коллег и партнеров по индустрии».

Денис Кунгуров

Фото: PRO Шеринг, «Цифровая транспортация»