Минцифры: Более 200 тыс. студентов разных специальностей получили ИТ-образование
«Цифровые кафедры», которые позволяют получить ИТ-квалификацию студентам других специальностей, созданы в 100 вузах страны. Уже больше 200 тыс. студентов получили такое образование, сообщило Минцифры в своем Telegram-канале.
В ответ на растущий спрос на ИТ-специалистов, в стране было принято решение увеличить количество бюджетных мест по ИТ-специальностям в вузах. За последние четыре года их число удвоилось, и в этом году на бюджетные места зачислены 125 тысяч студентов. Кроме того, около 70 тысяч учащихся продолжают обучение на платной основе. В настоящее время более 600 тысяч человек обучаются в 500 вузах, готовящих специалистов в области информационных технологий.
В рамках подготовки кадров для ИТ-отрасли были созданы «Цифровые кафедры» в 100 вузах, которые позволяют студентам других специальностей получить ИТ-квалификацию. На сегодняшний день более 200 тысяч студентов воспользовались этой возможностью. Также подготовлены учебные пособия для изучения искусственного интеллекта, что позволяет расширить знания студентов и готовит их к работе с современными технологиями.
Образование в области информатики начинается уже в школе. За последние четыре года порядка 400 тысяч детей прошли бесплатные курсы программирования «Код будущего». Многие из них успешно сдали ЕГЭ по информатике и поступили на ИТ-специальности в вузы, что свидетельствует о растущем интересе молодежи к этой области.
За последние четыре года информационные технологии демонстрируют впечатляющий рост, опережая другие крупные сектора экономики. По данным статистики, только за первые шесть месяцев 2024 года прирост в ИТ-сфере составил 63% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой стремительный рост создает острую необходимость в квалифицированных специалистах.
В России планируется внедрение ряда обязательных условий для ИТ-компаний, пользующихся налоговыми льготами. Одной из ключевых мер станет требование о преподавании в вузах и организации обязательных стажировок для студентов. Это нововведение направлено на улучшение качества образования и подготовку квалифицированных специалистов в области информационных технологий.
Кроме того, власти намерены увеличить финансирование по дисциплинам, связанным с прикладной математикой, физикой, механикой и радиоэлектроникой. Это позволит создать более прочную основу для будущих инженеров и ученых.
Важным шагом станет дополнительное финансирование подготовки 10 тысяч специально отобранных студентов, которые станут ведущими инженерами в разработке технологий искусственного интеллекта. Это поможет стране не только восполнить нехватку квалифицированных кадров, но и укрепить позиции России на международной арене в области высоких технологий.
Также предполагается введение государственного учебника по информатике в школах, ориентированного на изучение отечественных решений. Это позволит учащимся лучше понимать и использовать российские разработки в сфере информационных технологий.
В современных условиях, когда информационные технологии охватывает все сферы жизни, важно пересмотреть образовательные программы, особенно относящиеся к области цифровизации. Эксперты подчеркивают необходимость возвращения к обязательному изучению информатики в школьной программе, а также введения предмета «Логика». Эти дисциплины не только развивают критическое мышление, но и закладывают фундамент для будущих успехов в науке и цифровых технологиях, говорит заместитель директора по научной работе «СиСофт Девелопмент» Михаил Бочаров.
Также упор на математику остается ключевым аспектом образовательного процесса, поскольку это основа, которая поможет молодежи адаптироваться к быстро меняющемуся миру. В условиях глобальной цифровизации, понимание математических принципов становится залогом успешной карьеры в будущем, отмечает эксперт.
«Необходимо также акцентировать внимание на формировании у школьников знаний о базовых принципах отечественных цифровых продуктов. В отличие от западных систем, российская модель требует особого подхода к техническому регулированию, бесшовной интероперабельности и национально ориентированным стандартам», — сказал Михаил Бочаров.
По его мнению, эти аспекты могут и должны найти свое отражение уже в школьных учебниках, чтобы дети с раннего возраста осознавали важность этих понятий. Важно отметить, что речь идет не о сложных терминах, характерных для вузовского образования, а о доступных и понятных концепциях, которые помогут сформировать у молодежи правильное восприятие цифровой среды, сказал он. Поддержка этой идеи может стать важным шагом к подготовке нового поколения специалистов, способных успешно работать в условиях национальной цифровой экономики.
Таким образом, обновление школьной программы с акцентом на информатику и логику — это не просто необходимость, а стратегический шаг к обеспечению будущих побед нашей страны в высоких технологиях, резюмировал эксперт.
Для практического освоения цифровых навыков будет предусмотрена возможность использования российских образовательных онлайн-платформ. Например, платформа «Яндекс Учебник» уже активно используется каждым десятым школьником, изучающим информатику. При этом отказа от традиционной очной формы обучения не произойдет; цифровые инструменты станут дополнением к основному обучению, предоставляя возможность для самостоятельного изучения программирования и машинного обучения.
Опрос, который провела Служба исследований hh.ru среди работодателей в 2023 году, показал, что шансы найти работу начинающим специалистам, имеющим в своем ИТ-образовании только онлайн-курсы без участия в практически реализованных проектах, достаточно малы. Так, половина (49%) опрошенных работодателей, нанимающих ИТ-специалистов, заявили, что их компании не практикуют приём на работу джунов, которые имеют в базе лишь онлайн-курсы без какой-либо осязаемой практики, стажировки или опыта. 35% компаний готовы рассмотреть малоопытных кандидатов, но с внушительным испытательным сроком (3-6 месяцев).
Наконец, планируется создание единой онлайн-платформы с участием крупнейших российских технологических компаний. Она будет предоставлять студентам возможность изучать искусственный интеллект, работать с большими данными и получать базовые навыки программирования.
В конце 2023 года директор по образованию в «Яндексе» Дарья Козлова сообщила, что ИТ-гигант подготовит более 350 тыс. айтишников к 2026 году. Это втрое больше, чем за предыдущие три года. Многие российское ИТ-вендоры активно работают с вузами. Формируют отдельное образовательное направление, структурируют свою работу с образовательными учреждениями. Причем не только с вузами, но и со средним профессиональным образованием, и даже со школами.
Фото: пресс-служба НИТУ «МИСиС»