Мультиплатформенность приехала на рынок аренды машин
Стоит ли сервисам по автопрокату при цифровизации становиться ИТ-компаниями?
Внедряя электронный документооборот, мобильные приложения, систему управления автопарком, телеметрию, компании по автопрокату оказываются перед выбором: создать ИТ-инфраструктуру собственными усилиями или отдать на аутсорсинг. ИТ-разработчики уверены, что внутренние цифровые продукты (инхаус) обойдутся автопрокатчикам намного дороже при более низком качестве, а заодно произойдет размывание фокуса с ключевых задач сервиса аренды. О преимуществах и рисках формата «сам себе айтишник» рассказали ИТ-разработчики на первом форуме «АвтоРент 2025» 1 апреля в Москве.
Сам себе айтишник
В современной архитектуре программного обеспечения наблюдается переход от монолитных решений к микросервисам и экосистемам. Сегодня компаниям выгоднее интегрировать готовые специализированные решения, чем разрабатывать их самостоятельно. Такую позицию высказал в ходе сессии «Технологии в транспорте» на первом форуме «АвтоРент 2025» 1 апреля в Москве директор по цифровой трансформации IT-компании Rently (цифровая экосистема для автопрокатов) Олег Шорин.
В частности, сервисам автопроката при переходе на электронный документооборот, защите персональных данных клиентов нужны глубокие знания нормативных требований. Поэтому целесообразнее использовать решения от специализированных компаний, считает Олег Шорин. Такой подход позволяет интегрировать лучшие ИТ-решения, доступные на рынке, и предоставлять клиентам широкий спектр услуг из «коробки». Например, при внедрении электронных подписей, процесс подписания максимально упрощен: клиент получает СМС-сообщение со ссылкой, переходит по ней, ставит галочку и вводит код подтверждения. Партнер платформы гарантирует юридическую значимость такой подписи, минимизируя риски оспаривания в суде, — привел пример эксперт.
Наиболее частая ситуация складывается, когда сервис автопроката пытается самостоятельно разработать веб-сайт. Олег Шорин отметил, что «законодательство постоянно меняется», и сайт, разработанный под ключ, требует постоянных обновлений, аудита и доработок. «Это постоянный процесс», — подчеркнул он, добавив, что многие компании, решившие стать «айтишными компаниями внутри себя», сталкиваются с тем, что это «не единоразовая история, это постоянный процесс интеграции изменений».
Эксперт не понимает, зачем непрофильным компаниям вникать в тонкости IT-разработки, делать выбор между методологиями управления waterfall и agile, если есть профессионалы, которые эту услугу сделают быстро, качественно и менее затратно.
Руководитель аналитического центра ГК Монтранс (занимается видеоаналитикой и телеметрией) Дмитрий Журавлев обратил внимание на распространенное стремление компаний создавать собственные IT-отделы. «Каждая компания пытается повторить это в силу разных причин: от желания сохранить контроль над системами безопасности до стремления развить компетенции сотрудников», — пояснил эксперт. Однако, по его мнению, такие попытки часто приводят к расфокусировке от основного бизнеса, напоминая ситуацию, когда «и не там, и не там». Он привел примеры, когда компании, «поигравшись» с собственными IT-решениями в течение пяти лет, в итоге отказывались от них. «Мультиплатформенность, мультисистемность, экосистемы, – это наше будущее», — заключил он, говоря о ключевых принципах работы его компании.
«IT – это дорого»
Говоря о выборе между собственной IT-командой и вендорскими решениями, коммерческий директор компании по внедрению электронного документооборота Sign.Me Тимур Алекссев согласился с коллегами, подчеркнув необходимость тщательного анализа затрат. «Нужно посчитать, во что это вам в итоге обойдется», — заявил он, опираясь на свой опыт работы с различными IT-продуктами. Эксперт отметил, что разработка может начинаться на стороне (аутсорс), а затем переходить внутрь компании (инхаус), или, наоборот, в зависимости от стратегии и возможностей.
При этом акцентировал внимание на высоких затратах, связанных с IT-внедрением. «IT – это дорого, очень дорого», — подчеркнул он, но признал необходимость внутренней IT-инфраструктуры, включая аппаратное и программное обеспечение, а также ИТ-поддержку. «Один, два, три сотрудника внутри все равно нужны, чтобы обеспечить быструю реакцию на возникающие проблемы», — пояснил он.
Эксперт посоветовал использовать готовые программные продукты, а не пытаться создавать все своими силами. Рассматривая вопрос интеграции, Тимур Алексеев рекомендовал оценивать перспективы реализации нового проекта. «Если мы играем в долгую, то выгоднее сначала протестировать интеграцию, например, в Центре обработки данных (ЦОД), и посмотреть на реализацию проекта в течение года-двух, прежде чем принимать решение о создании собственной инфраструктуры», — заключил он. Эксперт добавил, что необходимо оценить, что выгоднее: пользоваться услугами или обеспечивать свой персонал и закупать оборудование.
Аутсорсинг ждут в Крыму
Сервис по прокату автомобилей BroCar из Керчи насчитывает автопарк в 120 машин и изучает возможности аутсорсинга операционных процессов для повышения эффективности бизнеса. Основатель BroCar Павел Парамонов отметил успешный опыт внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в клиентскую поддержку, что позволило отказаться от найма дополнительного сотрудника и обеспечить круглосуточное обслуживание при существенном сокращении расходов.
«В связи с ростом автопарка и увеличением объема работы, компания рассматривает возможность подключения аутсорсинга для бухгалтерских услуг, включая обработку платежей и оформление документов», — сказал Павел Парамонов. Он подчеркнул, что ключевым требованием является интеграция с существующим программным обеспечением и обеспечение безопасности данных.
Обслуживание веб-сайта также требует дополнительных усилий. Необходимость регулярных обновлений, проверок безопасности и SEO-оптимизации требует постоянного внимания, что создает дополнительные сложности. В компании заинтересованы в услугах проактивного мониторинга и предотвращения SEO-ошибок.
Несмотря на то, что продвижение в социальных сетях уже передано на аутсорсинг, компания стремится повысить вовлеченность аудитории и более эффективно таргетировать рекламные кампании.
Особый интерес представляет аутсорсинг сервисного обслуживания и ремонта автомобилей, включая оценку повреждений и доставку отремонтированных машин. Это, по мнению представителя компании, позволит значительно сократить расходы и повысить эффективность работы.
Компания также рассматривает вопрос о внедрении более надежных каналов связи с клиентами. В качестве инновационного решения рассматривается создание упрощенной системы бронирования, что позволит клиентам удобно и быстро оформлять заказы.
Не стоит забывать и о влиянии объема IT-бюджета на развитие компании, считает руководитель научного направления «Искусственный интеллект» в Роспатенте Александр Вислый. «Если вы тратите 20% своего бюджета на ИТ, то вы не развиваетесь, но поддерживаете ИТ на стандартном уровне. Тратите больше, может, развиваетесь. Тратите меньше, вы убиваете свое IT», — резюмировал эксперт.
Олег Шорин иронично задался вопросом, почему бы в таком случае не создать и собственные страховые компании. «Зачем мы платим страховщикам какие-то деньги, за что? За то, что они нам какие-то бумажки выписывают. Давайте мы сами себе будем», — предложил он с улыбкой, подчеркивая абсурдность идеи, заниматься всем подряд. По его мнению, автопрокат должен заниматься автопрокатом, а не пытаться стать IT-компанией или страховой компанией.
Представитель Rently также акцентировал внимание на высоких затратах, связанных с формированием эффективной IT-команды. По его мнению, «чтобы создать какую-то мало-мальский работающую agile команду, вам нужно пять человек», что влечет за собой значительные финансовые вложения, учитывая высокие зарплатные ожидания IT-специалистов и риск их выгорания без лавандового рафа.
Павел Паршков
Фото: организаторы форума «АвторРент 2025»