Нормативный «регулировщик» для цифрового транспорта
Сенатор Артем Шейкин рассказал о необходимых мерах для внедрения инноваций в транспортную отрасль
Умные парковки, системы управления трафиком и инновационные логистические платформы, значительно меняют облик транспортной отрасли. Мобильные приложения для заказа такси и доставки, каршеринга, оптимизации маршрутов активно входят в нашу жизнь, но ряд транспортных инноваций до сих пор не имеют правового регулирования. О том, как ускорить интеграцию цифрового транспорта и его инфраструктуры в повседневную жизнь, читателям PRO Шеринг рассказал первый зампредседателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации РФ сенатор Артем Шейкин.
В последние годы цифровая трансформация стала ключевым трендом в различных отраслях, и транспорт не стал исключением. Усовершенствование технологий, применения больших данных, искусственного интеллекта и интернета вещей открывает новые возможности для повышения эффективности и безопасности транспортных систем. В числе приоритетных направлений развития — внедрение беспилотных ИТ-решений в этой сфере, а также развитие бесконтактных систем оплаты транспортных услуг.
Инновационные технологии предоставляют быстрые и удобные решения, которые меняют традиционные подходы к передвижению и логистике. Какие проблемы присутствуют в транспортной сфере на текущий момент? На сегодня существует ряд регуляторных проблем, которые тормозят развитие и внедрение новых технологических решений в транспортной сфере.
Кто отвечает за беспилотный транспорт?
Автопилотируемые автомобили вносят инновации в общественный транспорт. При этом требуют четкой правовой базы для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения и эффективной эксплуатации. Однако на данный момент в России отсутствуют ясные и детализированные правила, касающиеся использования на дорогах беспилотных машин. Пробелы законодательства порождают множество вопросов, касающихся безопасности, ответственности в случае аварий, сертификации и стандартов. Это, в свою очередь, может тормозить процесс внедрения технологий в повседневную жизнь.
Кроме того, юридическая неопределенность может привести к спорам, связанным с ДТП, в которых могут оказаться вовлечены автономные автомобили, поскольку действующее законодательство не регламентирует вопрос о том, кто будет нести ответственность — производитель, владелец или разработчик ПО.
Вопросы, касающиеся размытости квалификации преступлений, совершенных за рулем с автопилотом, а также не выверенная судебная практика по данным прецедентам затрудняют внедрение этих новшеств в повседневный оборот товаров и услуг. В условиях неопределенности инвесторы могут быть не готовы вкладывать средства в разработку и внедрение автономных транспортных средств, что затрудняет их массовое распространение и создает риск замедления прогресса в этой области. Таким образом, нехватка четких правил и норм не только создает правовые пробелы, но и затрудняет интеграцию автономных машин в транспортную систему страны, что требует внимания со стороны органов государственной власти и формирования нового, адаптивного законодательства, способного учитывать специфику и риски данного класса технологий.
Правовой статус водителей-работников в онлайн-платформах
Неопределенность в правовом статусе самозанятых водителей, работающих через платформы-агрегаторы, представляет собой значительную правовую проблему, возникающую на стыке новых технологий и существующих правовых норм. Водители предпочитают действовать как индивидуальные предприниматели или самозанятые. Это приводит к отсутствию социальной защиты и гарантий, таких как оплачиваемый отпуск, больничные и другие льготы, традиционно предоставляемые работникам в рамках трудовых договоров.
С другой стороны, агрегаторы сталкиваются с рисками, связанными с ненадлежащим соблюдением трудового законодательства и потенциальными юридическими последствиями, если их действия будут расцениваться как трудовые отношения. Все эти факторы создают сложные условия для устойчивого развития рынка такси и транспортных услуг, требуя совершенствования законодательства, чтобы учесть специфику новой экономики и обеспечить защиту прав всех участников процесса.
Персональные данные клиентов транспортных интернет-платформ
Недостаточная защита персданных пользователей в сфере транспорта также вызывает серьезные опасения. Исследование компаний, специализирующихся на информационной безопасности, показало, что в 2023 году наиболее распространенными способами атак на IT-системы транспортных компаний были вирусы (35%), эксплуатация уязвимостей (18%) и атаки на цепочки поставок (8%). Кибератаки в России чаще всего направлены на электронную коммерцию, в том числе ретейл, банковскую сферу и логистику. Цифровизация транспортных и логистических компаний (ТиЛ) значительно повысила их эффективность и расширила источники доходов, но также создала новые риски в области кибербезопасности.
Однако на сегодняшний день в России только начинает развиваться комплексная система норм и регуляций, которая бы четко определяла требования к безопасности и защите персональных данных. Отсутствие четких методов квалификации таких преступлений затрудняет привлечение к ответственности тех, кто не соблюдает требования по защите данных, оставляя субъектов персональных данных без надлежащей правовой защиты в случае утечек или неправильного использования их информации. Таким образом, отсутствие стандартов и четких правовых норм в сфере защиты данных пользователей создает препятствия для дальнейшего развития технологий и инноваций в транспортной сфере.
Нормативное регулирование БПЛА
Законодательное регулирование беспилотных летательных аппаратов также содержит в себе много недоработок и сложных неразрешенных аспектов. При этом, согласно оценкам Правительства РФ, объем рынка БПЛА к 2035 году может превысить 1 млн единиц. Кроме того, отрасль беспилотной авиации включает в себя не только сами беспилотные летательные аппараты, но и широкий спектр услуг, основанных на их использовании. Особое значение имеют услуги, связанные со сбором и передачей данных. Следовательно, для эффективного функционирования данной сферы требуются новые законодательные нормы и создание условий для взаимодействия между всеми участниками рынка.
Предлагаемые пути решения
Как можно изменить ситуацию с законодательным регулированием инновационного транспорта в России? В первую очередь, за счет более активного использования экспериментально-правовых режимов (ЭПР) для тестирования беспилотного транспорта.
Необходимо создать правовую базу, которая будет включать нормы, касающиеся проектирования, тестирования и эксплуатации автономных автомобилей. Для этого целесообразно расширить сферы действия ЭПР с целью проверки работоспособности на сценариях из реальных дорожных ситуаций. В 2022 году Правительство РФ утвердило программу ЭПР в сфере цифровых инноваций для высокоавтоматизированных транспортных средств. На текущий момент ЭПР по эксплуатации беспилотных легковых и грузовых автомобилей запущены в 38 регионах.
Я считаю, что увеличение количества таких экспериментальных зон является важным и необходимым шагом с целью определения технических возможностей и ограничений для беспилотных автомобилей, прогнозирования возможных сбоев и анализа последствий для других участников дорожного движения.
Данные меры будут способствовать более четкой проработке дальнейшего законодательного регулирования, определения субъектов ответственности и стандартов в области автономных транспортных средств. Это обеспечит безопасность на дорогах и откроет новые возможности для развития высокоавтоматизированных технологий в сфере транспорта.
Важно создавать ясные правила для самозанятых водителей. Следует установить четкие критерии и обязанности для тех, кто работает через агрегаторы в форме подзаконных актов, а также уставов компаний с целью защиты прав субъектов рассматриваемых общественных отношений, а также уточнить статус самозанятых работников. Большинство ведущих компаний в данной отрасли уже ввели такие изменения и продолжают модернизировать аспекты своей работы в этом направлении.
Необходимо ужесточить требования к защите персональных данных. Нужна разработка поправок в ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» с дополнительным включением пунктов регулирования сферы транспорта, который бы содержал положения о безопасности, хранении и обработке данных пользователей, введение института финансового обеспечения, обязующего выплату компенсационных отчислений по договорам страхования. Данные нормы необходимы для сохранения доверия к транспортной отрасли у клиентов и позволит защитить их права.
В отношении БПЛА необходимо найти оптимальное решение при правовом регулировании создания, сертификации и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов. Оно должно обеспечить безопасность полетов, не затормозив при этом развитие данной сферы, имеющей огромную перспективу для применения в различных секторах экономики, включая сельское хозяйство, перевозку грузов, оборону и других, и сохранит ее экономическую привлекательность. Развитие отрасли напрямую зависит от решения многих межотраслевых вопросов, а также от обеспечения безопасности информационной инфраструктуры и соответствующего контроля.
Таким образом, цифровая трансформация транспорта открывает новые горизонты, но для успешной реализации технологий необходимо преодолеть существующие законодательные барьеры. Конструктивный подход к решению этих вопросов позволит не только ускорить внедрение инноваций, но и создать безопасную и высокоэффективную систему контроля, соответствующую современным требованиям, за цифровыми процессами в транспортной отрасли. Важно, чтобы законодательство шло в такт с развитием технологий, а не отставало от него, иные последствия могут негативно сказаться на экономическом развитии страны и качестве жизни граждан.
Изображения: Okdesk, Adobe Stock