«ПИ “Красаэропроект”» оцифровывает гавани для нужд воздухоплавания
«ПИ “Красаэропроект”» – одна из первых проектных компаний, начавшая применять технологию информационного моделирования (BIM/ТИМ) для разработки аэродромной инфраструктуры с использованием Российского ПО. Переход на единую среду BIM-решений крупнейшего отечественного вендора позволит компании быстро и гармонично переводить все проекты в 3D-модель и выявлять любые коллизии. «ПИ “Красаэропроект”» занимается разработкой проектов аэропортовых комплексов: от зданий аэровокзалов до всей аэродромной инфраструктуры и взлетных полос. А также созданием проектов общественных и жилых зданий.
Переход на отечественные ИТ-решения
«ПИ“Красаэропроект”» – одна из немногих компаний, имеющих в своем портфолио BIM-объекты аэропортовой инфраструктуры. Компания спроектировала по BIM-технологии аэровокзалы в ряде городов России. Без информационного моделирования теперь невозможно представить работу. Заказчикам важно получать документацию с информационной моделью, которую он дальше будет использовать на этапе строительства и эксплуатации. Данные, содержащиеся в модели, помогают строителям идти четко по графику и не совершать ошибок при разведении сетей. В BIM-модели содержится информация о размерах, производителе, материалах вплоть до артикулов. На втором этапе эксплуатации модель становится основным источником информации, к которому обращаются специалисты, обслуживающие аэропорт.
В начале 2022 года было принято решение переходить на российское ПО отечественного вендора «СиСофт Девелопмент». Сейчас «ПИ“Красаэропроект”» активно использует зарекомендовавшие себя комплекс Model Studio CS и CADLib во всех своих проектах, вот несколько из них.
Первый – большое здание аэровокзала с грузовым терминалом на востоке страны. Все инженерные сети были спроектированы в среде Model Studio CS, а весь проект с архитектурой и конструкциями собирался воедино через единую среду CADLib Модель и Архив.
Рис. 1. Общий вид в CADLib Модель и Архив
Рис. 2. Внутренняя часть здания
Рис. 3. Интерьеры аэровокзала
Рис. 4. Внутренние инженерные сети здания аэровокзала
Второй проект – несколько объектов аэродромной инфраструктуры (аварийно-спасательная станция, контрольно-пропускной пункт, учебная площадка) в одной из соседних стран. Выполнение этих проектов показало впечатляющий результат.
Рис. 5. Объекты инфраструктуры аэропорта.
Рис. 6. Аварийно-спасательная станция
Рис. 7. В информационной модели были использованы в том числе трехмерные модели техники, созданные и запараметризированные в Model Studio CS
Рис. 8. Проработка внутренних инженерных сетей
Гибкость и адаптивность инженерного софта: простота и сложность
Преимущества Model Studio CS заключаются в быстром и гармоничном переходе с привычных всем 2D-программ в 3D модель. Знакомый интерфейс и файлы в формате DWG (для хранения данных в 2D и 3D) позволяют простому инженеру начать работу уже после одного дня обучения.
Гибкость программы позволяет BIM-менеджерам и BIM-координаторам выполнить любые настройки для адаптации программы под свои индивидуальные нужды. Но это требует глубокого изучения многоуровневого функционала и возможностей Model Studio CS. В этом незаменимым помощником стала хорошая техническая поддержка и обучение от TBS Software. В совокупности такой подход позволяет освоить продукт и использовать его максимально эффективно.
«Наши технологи создали собственную библиотеку оборудования от чайника до пожарных машин, настроили шаблоны чертежей и спецификаций под нее, – рассказали об интеграции софта специалисты ООО «ПИ “Красаэропроект”». – И теперь им просто нужно их расставить, и несколькими нажатиями клавиши мыши получить чертеж и спецификации, а затем немного их дооформить. Это значительно экономит время».
Рис. 9. Создание проработанной модели
Рис. 10. Коллизия, найденная с помощью CADLib Модель и Архив
Выбор в пользу Model Studio CS определило тестовое моделирование реального ангара для вертолета МИ-8 при помощи этого модуля. Результат подтвердил все преимущества, описанные вендором. В «ПИ “Красаэропроект”» уже научились создавать и объединять качественные 3D-модели, получать 2D-документацию по некоторым разделам. Впереди еще много интересной и непростой работы. В частности, предстоит реализовать экспертизу модели. Сейчас запускается еще несколько объектов, которые будут полностью подниматься средствами Model Studio CS, а затем компания будет проходить Главгосэкспертизу с цифровой информационной моделью.
Рис. 11. Коллизии, отмеченные в профильном приложении проектировщика
В форварде технической поддержки
Попытки внедрить BIM-технологии с помощью различного ПО в компании предпринимались давно, еще с 2018 года. За это время сменилось несколько команд, ответственных за внедрение. Затем в начале 2022 года, было принято решение протестировать Model Studio CS. Время показало, что для внедрения обязательно нужны квалифицированные BIM-менеджеры и BIM-координаторы в каждой группе (АР,КР,ОВ и т.д.). А для этого требуется серьезная программа обучения при поддержке руководства.
Системно подойти к изучению функционала Model Studio CS помогла команда TBS Software, которая организовала группу в мессенджере с разбивкой на темы по каждой программе. Это позволило получать квалифицированные ответы на возникшие вопросы не только BIM-менеджерам, но и BIM-координаторам каждой группы.
Благодаря сохранности истории общения, которая доступна всем, каждый специалист может увидеть опыт и нужную информацию, избегая дублирования вопросов. Это многократно ускоряет обучение работе с ПО и его внедрение.
Эффективность использования модели и выпуска документации
Model Studio CS в компании пока только внедряется, главные успехи впереди. На данный момент получаемая 2D-документация еще дорабатывается, но все идет к тому, чтобы полностью автоматизировать данный процесс. При этом нет стремления полностью уйти от 2D, поскольку при построении зачастую требуются 2D-наброски из вспомогательных линий. 3D-модель, в свою очередь, позволяет визуализировать все проектные решения, упрощая их проверку, а также осуществить точный подсчет объемов и проверку на коллизии.
Так, проект аэровокзала с грузовым терминалом был сделан в 2D. Но дальнейшее его представление в 3D позволило обнаружить множество коллизий, а также некоторые ошибки объемов. При этом заказчик смог целиком увидеть весь объект и понять некоторые ранее неочевидные проектные решения. Это сильно упростило его взаимодействие с компанией, тем более что появилась возможность отмечать выполненные на строительной площадке элементы. Хотя создание 3D-модели в данном случае и не ускорило выполнение проекта, но, что очень важно, значительно улучшило качество проектных решений.
Ознакомление заказчика с проектов в 3D формате дает максимально полную картину, а заодно, позволяет ему понять некоторые ранее неочевидные проектные решения. Это сильно упрощает работу со всеми участниками проекта, тем более что появилась возможность отмечать выполненные на строительной площадке элементы. Пусть создание 3D-модели не всегда ускоряет выполнение проекта, но всегда значительно улучшает качество проектных решений.
«“Путешествие в тысячу верст начинается с первого шага”, и в каждый момент можно сделать только один шаг. Развиваясь в своем темпе, мы и далее будем с помощью BIM-технологий “готовить гавани” для нужд воздухоплавания с учетом всех современных требований, улучшая качество с каждым проектом. Маленькими шагами движемся к великим целям», – отметил BIM-менеджер компании «ПИ “Красаэропроект”» Владимир Арбузов.
Изображения: «ПИ “Красаэропроект”», Adobe Stock