экономика

Появление новых ИТ-профессий усилит дефицит кадров на рынке

По данным аналитиков МТС AI и «Авито Работа», спрос на специалистов с нишевыми компетенциями вырос в три раза за последний год, выяснили «Известия». Ожидается, что к 2025 году в IT-сфере появится более 30 новых направлений, что еще больше усилит потребность в квалифицированных кадрах.

Российский рынок информационных технологий столкнулся с резким увеличением спроса на узкопрофильных специалистов, сигнализируя о растущем кадровом дефиците в отрасли. Среди новых востребованных профессий эксперты МТС AI и «Авито Работа», выделяют промт-инженеров, отвечающих за оптимизацию текстовых запросов для взаимодействия с большими языковыми моделями (LLM), LLM-инженеров, занимающихся внедрением этих моделей в бизнес-процессы, разработчиков мобильных приложений для IoT-устройств и операторов ИИ, пишут «Известия». Также растет потребность в специалистах по кибербезопасности, разрабатывающих физические устройства и компоненты.

Однако столь динамичное развитие IT-сферы создает серьезные вызовы для российской системы образования. Традиционные вузы, известные своей консервативностью и длительным процессом обновления учебных программ, зачастую не успевают за стремительными изменениями на рынке труда. В результате возникает разрыв между знаниями и навыками, которые получают выпускники, и потребностями работодателей.

«Традиционные вузы, которые долго перестраивают учебные программы, не всегда успевают за динамикой рынка. В таких условиях особую важность приобретает сотрудничество между образовательными учреждениями и компаниями», – говорят в MTS AI.

Депутат Госдумы ИТ-комитета Антон Немкин подчеркнул необходимость гибкого подхода к подготовке специалистов в новых областях, включая ускоренные курсы, практическое обучение и тесное взаимодействие с бизнесом. «Проблема в том, что образовательные программы вузов часто не успевают адаптироваться к динамичным изменениям на рынке. Подготовка специалистов в новых областях требует гибкого подхода, включая ускоренные курсы, практическое обучение и тесное сотрудничество с бизнесом», – заявил депутат.

В качестве примера успешного сотрудничества между образованием и бизнесом можно привести Инженерно-математическую школу с НИУ ВШЭ, а также запуск «Школы информатики, физики и технологий» в Санкт-Петербургском филиале ВШЭ, ориентированной на подготовку кадров в области искусственного интеллекта.

Руководитель группы исследований и разработки технологий машинного обучения в «Лаборатории Касперского» Владислав Тушканов отмечает важность фундаментальных знаний и навыков в условиях быстро меняющихся инструментов и технологий. «Поскольку инструменты стремительно меняются, важным становится наличие фундаментальных знаний и навыков», – подчеркнул эксперт.

Таким образом, российский IT-рынок нуждается в скоординированных усилиях образовательных учреждений, бизнеса и государства для преодоления кадрового дефицита и обеспечения конкурентоспособности отрасли в будущем.

«Сложность внедрения цифровых технологий заключается не только в технической составляющей. Одной из немаловажных проблем является инертность системы образования», — говорит руководитель направления по работе с учебными заведениями ГК «СиСофт Разработка» Сергей Галкин.

Обновление кадров и привлечение молодежи в качестве преподавателей становятся необходимыми мерами, но и этого недостаточно — необходимо активное вовлечение бизнеса в учебный процесс, как и предлагает глава Минцифры Максут Шадаев, полагает эксперт.

Говоря о сотрудничестве с вузами, Галкин отмечает, что формат взаимодействия может быть разным: «В одних учебных заведениях идет глубокая интеграция: разрабатываются проекты, ведется научная работа; в других отечественное ПО используется модульно, как часть учебных дисциплин».

Фото: freepik