Рынок автопроката нуждается в цифровой эволюции и господдержке
Российская индустрия автопроката сталкивается с проблемами из-за недостаточной цифровизации, что приводит к потере доходов и неудовлетворенности клиентов. Эксперты подчеркивают необходимость государственной поддержки, сотрудничества между участниками рынка и внедрения цифровых платформ для создания более прозрачного и эффективного рынка. Ключевые направления — онлайн-бронирование, безопасность данных и интеграцию с туристическим сектором для улучшения доступности и клиентского опыта.
Отечественный рынок автопроката переживает кризис, вызванный недостаточной цифровизацией и требующий не только технологической модернизации, но и активной поддержки со стороны государства. К такому выводу пришли участники отраслевого форума автопрокатной индустрии «АвтоРент 2025» в кластере «Ломоносов» 1 апреля, собравшего более ста представителей ведущих прокатных компаний, автомобильной промышленности, технологических игроков и лидеров индустрии туризма. Они обсудили перспективы технологического прогресса в сфере аренды авто, влияние урбанизации и цифровизации на транспортные средства, а также перспективные бизнес-модели и возможности коллабораций с туриндустрией.
Основатель «Рентли Технологии» и организатор мероприятия Артурс Зантманс, заявил, что текущее состояние отрасли характеризуется разрозненностью и устаревшими бизнес-процессами. «Многие компании теряют значительную часть потенциальной выручки, отпугивая клиентов неудобствами вроде бумажных договоров и непрозрачных условий», — отметил он. Артурс Зантманс призвал всех участников рынка к объединению усилий для проведения масштабной цифровой трансформации. «В одиночку ни одна компания не сможет справиться с вызовами, которые ставит перед нами время», — подчеркнул он.

Необходимость государственной поддержки стала ключевой темой обсуждения. Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин акцентировал внимание на важности регуляторных мер и финансовых стимулов для развития альтернативных форм транспорта, включая автопрокат и каршеринг. «Для создания благоприятной среды необходимо предоставление льгот и субсидий, а также консолидация отрасли для эффективного диалога с властью», — заявил Антон Шапарин.
Региональный управляющий директор группы «Автопилот» Алексей Дроздов обозначил комплекс проблем, сдерживающих развитие индустрии. Среди них — высокая ключевая ставка ЦБ РФ, усложняющая обновление автопарка, необходимость выстраивания отношений с новыми китайскими автопроизводителями, разнообразие условий аренды и непрозрачные договоры с «мелким шрифтом», а также вопросы обработки персональных данных и проверки клиентов. «Наша миссия — формирование цивилизованного рынка аренды автомобилей, понятного и удобного для потребителя», — подчеркнул Алексей Дроздов.

Переход к онлайн-бронированию — это не просто тренд, а необходимость, продиктованная рынком, считает руководитель по работе с клиентами «Авито Авто» Константин Агафончиков. Он поделился опытом эффективной работы с онлайн-платформами: «Сегодня потребители привыкли к удобству онлайн-сервисов, и мы должны упростить процесс аренды автомобиля, сделав его максимально доступным через мобильные приложения и онлайн-платформы».
Технический директор «Рентли Технологии» Олег Шорин подчеркнул экономическую целесообразность использования готовых цифровых решений. «Разработка и поддержка IT-инфраструктуры — это дорогостоящий и непрерывный процесс», — заявил он. «Вместо создания собственных IT-отделов, компании могут воспользоваться преимуществами экосистем, получая доступ к передовым технологиям и экономя значительные ресурсы».
Развитие автопроката тесно связано с туристической отраслью. Генеральный директор медиахолдинга Profi.Travel Алексей Венгин, привел данные Минэкономразвития, согласно которым более половины туристов предпочитают автомобильные путешествия. Однако, в отличие от других туристических услуг, аренда автомобилей остается сложной и непрозрачной. Венгин призвал к интеграции услуг автопроката в туристические пакеты, чтобы сделать их более доступными и удобными для путешественников.
Независимый эксперт Вадим Мельников, ранее работавший в MTC Travel и Туту.ру, обратил внимание на то, что клиентский путь в туризме и автопрокате пока не интегрирован. «Часто туристы сначала бронируют перелет и отель, а арендой автомобиля занимаются уже по прибытии», — отметил он. Генеральный директор RexRent Евгений Мелехин рассказал о преобладании краткосрочной аренды для туризма (80% объема), но также отметил рост бронирований со стороны бизнеса. «Для прокатных компаний важно снизить сезонность бизнеса», — подчеркнул Мелехин.
Все участники дискуссии сошлись во мнении о необходимости интеграции автопрокатных услуг в туристические предложения. Активное сотрудничество между прокатными и туристическими компаниями позволит создавать комплексные продукты, отвечающие потребностям современных путешественников.
Форум «АвтоРент 2025» стал площадкой для обмена опытом и установления новых деловых контактов. В мероприятии приняли участие представители компаний HAVAL, АТОМ, Роспатент, ГК «Монтранс», Sign.Me, «Лоджикал АйТи», «Сусанин», Drive To, autobnb.ru, «Смородина» и ведущих игроков рынка автопроката. Участники выразили уверенность в необходимости продолжения диалога и совместной работы над дальнейшей трансформацией отрасли, что будет способствовать росту и реализации потенциала автопроката в России.
Ирина Миляева
Фото: оргкомитет форума «АвтоРент 2025»