аналитикааренда жильякаршерингшеринг-сервисы

Семь раз возьми, один раз купи

Шеринг-индустрия на подъеме: совместное потребление стало популярнее на треть среди россиян

Вместо личного автомобиля – каршеринг, персональный мини-офис – в коворкинге, взамен собственной квартиры – коливинг. Сегодня формат использования вещей меняется и каждый может выбрать, чем и в какой степени он хочет владеть – на 100% или только на 1%. О том, как развивается шеринг-экономика в России, рассказал основатель сервиса по долгосрочной аренде и управлению недвижимости Colife Артём Бабинов.

Семь раз возьми, один раз купи

Зачем платить больше

«Мне не нужна дрель, мне нужна дырка в стене» – самое цитируемое высказывание одного из респондентов PwC, которое идеально описывает смысл шеринг-экономики. В 2014 году глобальный рынок этого сегмента оценивался в 15 млрд долларов – к 2025 году его объем достигнет 335 млрд долларов. Активный темп происходит за счет пяти ключевых направлений: недвижимость, финансы, автомобили, медиастриминг и рекрутинг (аутстафинг).

Российские шеринг-сервисы развиваются также стремительно: по подсчетам аналитиков ресурса «Чек Индекс», среднегодовой прирост транзакций в этой нише составляет 27%. Среди россиян лучше всего идея совместного потребления прижилась в дорогом сегменте – квартиры для постоянной или краткосрочной аренды, повседневный прокат машин, включая дорогие авто, брендовая одежда. Чаще всего в прокат берут вещь, когда ее стоимость превышает половину месячного дохода. Например, если человек зарабатывает 100 тыс. рублей, то о шеринге он задумается, если предмет стоит больше 50 тыс. рублей. Поэтому сервисы, нацеленные на совместное пользование авто и жильем, продолжают расти особенно активно.

Делимся квадратными метрами

Исследовательская лаборатория Space10 совместно с нью-йоркской студией anton & irene провела онлайн-исследование о будущем совместного проживания (коливинг) One Shared House 2030. Участниками стали более 14 тыс. респондентов разных возрастов из 147 стран. Авторы пришли к интересным выводам: главная причина привлекательности коливингов – общение с людьми, а не возможность сэкономить деньги. Большинство опрошенных хотели бы жить в маленьких сообществах от 4 до 10 человек. Самыми важными качествами потенциальных жильцов коливинга опрошенные назвали чистоплотность, честность и тактичность, менее важными – способность быть веселым и душой компании. Возможный недостаток личного пространства – аспект, который волнует респондентов больше всего в таком формате.

Похожее исследование провел российский коливинг-сервис Colife. Его результаты показали: ядром совместного проживания выступает аудитория молодых людей, которые пока не обзавелись семьей и жаждут общения и полезных связей. По полу сегмент жильцов поделился в соотношении 41% к 59% с перевесом в сторону женщин. Как правило, жителями коливингов становятся молодые представители творческих профессий, IT-индустрии и фрилансеры в возрасте от 18 до 30 лет. Сферы деятельности жильцов разнообразны: искусство, дизайн и архитектура – 15%, менеджеры и управленцы – 12,6%, сфера услуг – 9%, it-специалисты – 6%, медицина – 3,6%, медиа и блогеры – 1,7%. Им важны свобода, приятная атмосфера, интересные люди рядом и возможность заниматься любимым делом, не отвлекаясь на бытовые вопросы. Наличие досуга рядом с домом, насколько удобно добираться до учебы или работы, качественный практичный ремонт – все эти характеристики находятся в приоритете для аудитории опрошенных респондентов.

Совместная дорога

В среднем 5% времени от всего срока владения личным автомобилем используется человеком для поездок. Остальные 95% машина простаивает в гараже или на стоянке.

Каршеринг — один из самых быстроразвивающихся форматов экономики совместного пользования. В 2021 году мировой рынок каршеринга оценивался в 3,5 млрд долларов, а в 2031 году ожидается рост до 14,9 млрд долларов, демонстрируя среднегодовой темп роста 17,4% в течение прогнозируемого периода, говорят аналитики Business Research.

В 22 городах России насчитывается порядка 30 операторов каршеринга. Ежедневно россияне тратят на аренду автомобилей около 30 млн рублей. Опрос компании TopCar показал: 64% пользователей каршерингом арендуют автомобиль для путешествий, 15% – для работы и деловых поездок, 10% – для разнообразия. Еще 8% признались, что берут автомобиль для имиджа.

Например, пользователи каршеринга «Ситидрайв» ежедневно совершают в среднем 6-7 поездок на одной машине. Каждый год спрос на краткосрочную аренду автомобилей растет – сервис фиксирует его во всех городах присутствия. Так, в 2023 году количество поездок увеличилось в 1,5 раза и превысило цифру в 25 млн относительно 2022 года. За 9 месяцев текущего года количество заказов выросло более чем на 34% по всем тарифам, а автопарк каршеринга увеличился более чем на 20%.

Среди главных преимуществ такого способа передвижения водители называют отсутствие затрат на покупку и содержание личного автомобиля, заботы о его техническом состоянии, а также затраты на парковку в городе. Также большим преимуществом является возможность управлять автомобилями разных классов комфортности, в том числе есть доступ к премиум-классу, в то время как покупку такой машины не каждый может себе позволить.

Что ждет шеринг-экономику

Совместное владение перестало быть маркером уровня жизни и превратилось в отражение ее стиля. За последние пять лет рынок шеринга в России нарастил темп и стабильно увеличивается в объеме более чем на 20% ежегодно. Предложение возможных вариантов впечатляет разнообразием даже при рассмотрении только сервисов в каждом сегменте:

  • каршеринг («Яндекс.Драйв», «Ситидрайв»);
  • карпулинг (Blablacar);
  • кикшеринг (Whoosh, «МТС Юрент»);
  • коливинг (Colife);
  • коворкинг (SOK, «Рабочая станция»);
  • стройшеринг (ВиРент).

Шеринг уже давно перерос тренд – сегодня это новая философия жизни, в которой люди становятся более открытыми, социальными и осознанными в вопросах потребления. Важно, что эта инициатива активно поддерживается как с точки зрения экономии, так и с точки зрения формирования сообщества. Очевидно, что эта идея будет продолжать захватывать рынок в ближайшие несколько лет, поскольку совместное потребление – шанс на создание нового типа социальной структуры, где отношения между людьми становятся такими же важными, как и товары, которые они потребляют.

Фото: Flickr