главноекикшерингновости

СИМ-СИМ, настройся

Минтранс подготовил поправки в ПДД, регулирующие электротранспорт

Минтранс России подготовил проект постановления Правительства РФ, вносящий изменения в правила дорожного движения (ПДД) для электросамокатов и другого транспорта на электротяге. Вводятся пояснения, разграничивающие электровелосипеды, мопеды и средства индивидуальной мобильности (СИМ). В частности, указываются характеристики, зоны передвижения и условия парковок. Эксперты считают документ недостаточно зрелым и малоэффективным, поскольку осталась лазейка для тяжелых электроскутеров курьеров и появилось излишнее ограничение скорости электросамокатов. Для качественного регулирования нужна обязательная единая сертификация, полагает большинство участников рынка.

Как изменятся правила для электротранспорта

В рабочем варианте проекта поправок в ПДД дается определение СИМ, велосипедам и мопедам. Также вводятся условия для создания парковок и требования снижать скорость электросамокатов до 10 км/ч в зонах с пешеходами. Издание PRO Шеринг ознакомилось с документом (есть в распоряжении редакции). В пресс-службе Минтранса PRO Шеринг подтвердили изменения, в частности, запрет на езду более одного человека на СИМ и приоритет пешехода перед электротранспортом. «Пользователи индивидуального микромобильного средства не смогут требовать пропустить его, в том числе подачей звукового сигнала», – сказали в Минтрансе. Несмотря на введение определения «водитель», ни о какой выдаче водительских прав и техрегистрации в ГАИ электротранспорта типа СИМ и «велосипед» речи не идет.

  • В определении СИМ прописано, что «средство индивидуальной мобильности не является мопедом или мотоциклом». К велосипедам отнесли все похожие транспортные средства с электродвигателем и максимальной скоростью до 25 км/ч. Уточнили, где может двигаться электротранспорт: «…как по велосипедным и велопешеходным дорожкам, так и по проезжей части».
  • Ограничение по массе не внесли в определение ТС, а поставили в пункт, где прописано право на движение по тротуару или пешеходной дорожке, в случае если масса велосипеда и СИМ не превышает 35 кг.
  • Наибольшее непонимание у экспертов вызвал пункт, требующий снижать скорость СИМ и велосипедов до 10 км/ч «при опережении пешехода, а также при встречном разъезде с ним».
  • Ввели ограничения по ширине велосипедов и СИМ – до 0,75 м на тротуарах и велодорожках. Это должно остановить эволюцию от обычных велосипедных курьеров до курьеров-«моторикш» с «домиком» на колесах.
  • Появились требования к техническому состоянию СИМ, которые должны «иметь исправные тормоз, руль (при наличии) и звуковой сигнал, быть оборудованными спереди световозвращателем и фонарем или фарой белого цвета, сзади – световозвращателем красного цвета, а с каждой боковой стороны – световозвращателем оранжевого или красного цвета».

Первые регуляторные признаки СИМ появились в 2023 году, определив электросамокаты и прочую технику индивидуальной мобильности как «транспортные средства». Сегодня их пользователь не имеет права покидать место ДТП, ездить пьяным, мешать пешеходам.

«Озвученные нововведения не вносят принципиальных изменений в ПДД. Они просто яснее формулируют правила и регламентируют работу сотрудников Госавтоинспекции в случае возникновения неприятных инцидентов или ДТП», – сообщил PRO Шеринг пресс-секретарь сервиса кикшеринга Whoosh Денис Балакирев.

СИМ-СИМ, настройся
Ксения Эрдман

Минтранс в своем проекте постановления пытается найти баланс между интересами всех участников дорожно-транспортного процесса, рассказала PRO Шеринг директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. Она также согласна с тем, что новые поправки по большому счету не вносят значительных изменений.

В отличие от кикшеринга, частные самокаты никаким образом до сих пор не регулируются, хотя были инициативы по созданию реестра, регистрации и идентификации всех СИМ, уточнила эксперт.

«Во-первых, нужно ограничить движение мощных скутеров и самокатов по тротуарам. Для кикшеринговых сервисов это установить несложно, а как контролировать частные СИМы – большой вопрос», – поделился сомнениями с PRO Шеринг заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов.

Доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» МАДИ Виталий Гаевский считает неправильным, что в новой редакции ПДД при определении СИМ и другого электротранспорта осталась характеристика номинальной мощности в режиме длительной нагрузки. «Никто не знает, как ее померить, поэтому она бесполезна. Также не стали указывать ограничение по массе в 35 кг в термине.

СИМ-СИМ, настройся
Виталий Гаевский

Это позволит курьерам на электромопедах маскироваться под электровелосипеды, катаясь по тротуарам», – отметил эксперт в беседе с PRO Шеринг. «Педали ставятся специально для подпадания под категорию велосипедов, а скорость гораздо больше 25 км/ч», – говорит он.

Эксперт полагает, что если прописать вес и скорость в определении транспортного средства, то можно было бы отслеживать конструктивную особенность ТС уже на этапе производства.

Идентифицировать и сертифицировать

«Поправки в ПДД должны идти вместе со всем остальным регулированием в этой сфере. Например, необходимо вводить сертификацию – без этого невозможно установить мощность и скорость», – уверен вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

СИМ-СИМ, настройся
Антон Шапарин

Он напомнил, что Минтранс обещал разработать дорожную карту полтора года, а результатов пока нет.

Российский производитель электросамокатов согласен с необходимостью сертификации. «Но именно для импортируемых товаров, поскольку огромная доля ввозится нелегально. Поэтому параллельно надо бороться с контрабандой», – сказал PRO Шеринг сооснователь «Экоскат» Сергей Пименов (производит электросамокаты и электроснегокаты). Для закрепления контроля он предлагает после регистрации в России маркировать электротранспорт NFS-меткой.

Согласно данным НАС на основе китайской таможенной статистики, в 2024 году в Россию завезли около 800 тыс. одних только электровелосипедов, которые не проходят сертификацию. Их мощность, скорость, вес неизвестны, говорит Антон Шапарин. Львиная доля этого транспорта идет в курьерские службы. Эксперт полагает, что необходимо создать систему регулирования: «Важна регистрация, чтобы понимать, кто нарушает ПДД. Это возможно только через госномера. Нужен и новый раздел в КоАП. При этом регулированием должен заниматься не Минтранс, а Госавтоинспекция, отвечающая за безопасность».

В МТС Юрент согласны, что оснащать индивидуальными номерами необходимо и частные самокаты, и велосипеды.

Один из инициаторов сертификации с маркировкой СИМ, первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, сенатор Артем Шейкин уверен, что такой контроль обеспечит качество и безопасность электротранспорта.

СИМ-СИМ, настройся
Артем Шейкин

«Сертификация позволит отслеживать проблемные устройства, идентифицировать транспорт и повышать ответственность владельцев. Маркировка СИМ станет важным элементом системы контроля», – рассказал PRO Шеринг сенатор.

Депутат Александр Спиридонов сообщил, что непрошедший в прошлом году Госдуму законопроект о регистрации и маркировке СИМ был бы эффективен для коммерческих электросамокатов, электровелосипедов – шеринговых и курьерских сервисов.

В сервисах аренды электросамокатов отмечают, что сначала нужно сформировать единые технические требования. «Сертификацию можно ввести, но только когда появятся соответствующие для этого условия и единые технические требования, понятные для всех и апробированные на улицах городов», – говорит руководитель GR-направления кикшеринга МТС Юрент Максим Мухтабаров. Сейчас в России таких условий нет, сообщил он изданию.

Сегодня самокаты и электровелосипеды отечественных сервисов кикшеринга не превышают вес в 35 кг. Так, электровелосипеды МТС Юрент весят 30 кг. В компании согласны, что мощным тяжелым скутерам не место в пешеходной зоне.

Пока же Минтранс разработал комплексный подход к созданию реестра СИМ для регистрации средств индивидуальной мобильности. Срок запуска – не раньше 1 сентября 2026 года. По мнению сенатора Артема Шейкина, срок вполне реалистичный.

Минтранс спустил на тормозах

Из регуляторных новелл до конца не ясно, как будет регулироваться ограничение скорости до 10 км/ч при приближении пешеходов. В массовое использование компьютерного зрения во всем парке электросамокатов кикшерингов пока верится с трудом, говорит Ксения Эрдман. Несмотря на то что федеральные операторы с 2023 года заявляют о сотнях закупленных самокатов с компьютерным зрением и анализом дорожной ситуации, в реальности они есть только на тестах в небольших количествах, рассказал PRO Шеринг на условиях анонимности топ-менеджер одного из операторов аренды самокатов.

«Если переложить эту функцию на пользователей, то каким алгоритмом удастся контролировать исполнение этих правил? При этом не учитывается тот фактор, что скорость в 10 км/ч настолько низкая, что вызывает разбалансировку и нежелание брать в аренду самокат. Ведь на любом тротуаре мегаполиса есть трафик пешеходов, который не позволит превысить отметку в 10 км/ч», – говорит глава Ассоциации операторов микромобильности.

СИМ-СИМ, настройся
Александр Спиридонов

С ней согласен парламентарий Александр Спиридонов, который сомневается в эффективности автоматического регулирования даже для сервисов кикшеринга без ранее указанных зон замедления.

Федеральные операторы уже имеют функцию автоматического снижения скорости до 10 км/ч, но только в заранее установленных зонах. Данные о скоростном режиме и запретных участках размечаются на карте на стороне шеринговой платформы. Так, в 2024 году у МТС Юрент по всей России насчитывалась 3 541 «медленная» зона (на 60% больше, чем в 2023). В большинстве городов такие зоны сервис определяет совместно с профильными департаментами, рассказал представитель оператора. Ограничение скорости затрагивает весь участок, на котором она расположена, и не может измениться в большую сторону, даже если на нем нет пешеходов или других препятствий, уточнили в МТС Юрент.

Такие же зоны автоматического замедления есть и у оператора Whoosh. «Учитывая, что 99,9% пользователей Whoosh не нарушают правила в поездках на самокатах, мы не ожидаем дополнительных сложностей в связи с озвученными изменениями», – прогнозирует Денис Балакирев.

В Минтрансе не смогли пояснить PRO Шеринг, как будет контролироваться замедление в пешеходных зонах для всех пользователей электросамокатов. Даже в Москве еще недостаточно распространены камеры для тротуаров, а частные самокаты не имеют знаков идентификации.

Сергей Пименов напомнил, что в некоторых местах Москвы и других городов отключены полностью система координат GPS, поэтому на данный момент это не реализуемо.

Виталий Гаевский не видит логики в ограничении до 10 км/ч, считая электросамокаты с лимитом в 35 кг и до 25 км/ч самым безопасным видом транспорта. Он напомнил, что по статистике в прошлом году под колесами электросамокатов погиб только один человек, хотя воспользовались этим средством передвижения 60 млн человек.

СИМ-СИМ, настройся

Согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за 9 месяцев 2024 года из 43 погибших в происшествиях с участием СИМ только 2 жертвы были пешеходами на тротуаре. В 29 ДТП с погибшими участвующие СИМ являлись личными, в 15 – прокатными и принадлежали сервисам краткосрочной аренды.

Регуляторы попросили перепарковаться

Еще одно новшество – привязка парковочных зон к наличию новых дорожных знаков – лишает сервисы кикшеринга мобильности самих парковок, уверена Ксения Эрдман. «Сегодня за счет виртуальных цифровых двойников парковок есть возможность оперативно оценивать ситуацию и менять локацию с учетом динамики трафика и городской инфраструктуры», – говорит она.

В первую очередь нововведение коснется сервисов аренды. «Норма не должна препятствовать текущей работе. В то же время необходимо развивать велоинфраструктуру не только в части велодорожек, но и в части благоустроенных парковочных зон», – считают в МТС Юрент.

За последние несколько лет кикшеринг МТС Юрент установил и нарисовал более 6 тыс. парковок для самокатов в 12 городах, при этом более половины из них – в 2024 году, а также нанес 6,4 км велодорожек. Сервис активно штрафует пользователей – порядка 70% штрафов в 2024 году были выписаны именно за неправильную парковку, сообщил оператор.

В Whoosh также отмечают, что новые правила парковки не должны отразиться на комфорте пользователей. «Мы всегда на связи с регулятором, у нас продуктивный и рабочий диалог – дождемся итоговых формулировок», – сказал Денис Балакирев.

Федеральные сервисы аренды самокатов уже несколько лет активно сотрудничают с регуляторами и зачастую опережают госорганы по внедрению мер безопасности. В МТС Юрент и Whoosh отметили, что систематически разрабатывают и внедряют различные пилотные проекты для повышения безопасности поездок. Но, при этом уточнили, что контроль за соблюдением правил должен лежать на исполнительных органах власти, а каждый пользователь должен понимать личную ответственность.

Автор: Денис Кунгуров

Фото: Ассоциация операторов микромобильности, МТС Юрент, Whoosh, PRO Шеринг, Научный центра БДД МВД