«Ситидрайв» показал прибыль и эффективность из-за отложенного налога
Федеральные каршеринги отчитались о доходности за прошедший год, выявив новых лидеров и аутсайдеров. «Ситидрайв» показал прибыль и эффективность, но из-за отложенного налога. После его выплаты цифры будут отрицательными. Тем не менее его общие показатели по эффективности превзошли конкурентов, благодаря активной продаже своих машин и другим новым каналам монетизации.
Убыточная прибыль
Чистая прибыль впервые у каршеринга «Ситидрайв» в финансовой отчетности за 2024 год стала положительной – 1,99 млрд рублей против отрицательной — 181 млн рублей в 2023 году, говорится в финансовой отчетности юрлица сервиса ООО «НТС» на портале ФНС «Ресурс БФО». «Но эта прибыль сформирована за счет положительного отложенного налога на прибыль, который составил 3.4 млрд рублей», — пояснил инвестиционный аналитик, миноритарный акционер «Делимобиля», глава Invest Era Артём Николаев. Он уточнил, что «если мы не учитываем положительный отложенный налог на прибыль, то «Ситидрайв» получил убыток в 1,5 млрд рублей» (этот показатель называют до налоговой прибылью). В пояснительной записке к финансовой отчетности ООО «НТС» фиксирует, что по итогам 2024 года «операционная деятельность Общества является планово-убыточной в соответствии с финансовой моделью и бизнес-планом».
У «Делимобиля» чистая прибыль упала до 8 млн рублей с 1,9 млрд рублей в 2023 году, согласно отчетности МСФО за 2024 год. EBITDA снизилась почти на 10%, а коэффициент долговой нагрузки также выглядит чувствительным – 5,1х против 3,3х в 2023 году. ООО «Яндекс.Драйв» показал чистый убыток в 2,9 млрд рублей, а АО «Каршеринг» (бренд BelkaCar) убыток в 580 млн рублей против 48 млн прибыли в 2023 году.
Все операторы демонстрируют высокую динамику роста выручки – более 30%. На первом месте по приросту в 150% оказался «Ситидрайв», поднявшись до 25 млрд рублей против 10 млрд в 2023 году. Остальные игроки из топ-4 росли в районе 30% — ООО «Яндекс.Драйв» по данным финотчета на 37% с 17 млрд рублей, а «Делимобиль» на 34% с доходом в 28 млрд рублей. BelkaCar ушла в минус по динамике, выручив только 4,3 млрд рублей против 5,3 млрд рублей в 2023 году.
Весь год федеральные сервисы краткосрочной аренды расширяли географическое присутствие, наращивали автопарк и увеличивали каналы монетизации. Практически все запустили программы выкупа автомобилей, как альтернативу покупки из-за дорогих кредитных ставок. «Ситидрайв» пошел на снижение возраста вождения до 18 лет, а также решил предоставлять свои СТО для сторонних клиентов и долгосрочный прокат под брендом «Ситидрайв Рент». Сервис смог продать с марта 2023 года по октябрь 2024 года более 2 тыс. машин. Выручка от продажи автомобилей в 2024 году составила 9,4 млрд рублей против 1,5 млрд в 2023 году, говорится в отчетности. «Делимобиль» увеличил свой автопарк на 19% до 32 тыс. машин. BelkaCar больше всех нарастила свой автопарк – почти на 50%, добавив более 3 тыс. машин. Общее число автомобилей составило 6,5 тыс. единиц, хотя в мае 2024 года компания заявляла о планах увеличения парка до 10 тыс. машин.
Ставка на выживание
Необходимость постоянно инвестировать в развитие при высоких ставках ЦБ РФ, стала одним из ключевых факторов отсутствия хорошей прибыли за 2024 год, считает Артём Николаев. «Высокая ставка приводит к росту расходов по обслуживанию долга и удорожанию лизинга», — сообщил аналитик. В «Делимобиле» подтвердили, что «в связи с активными инвестициями, ростом бизнеса, расширением автопарка, ростом кредитного портфеля, увеличением процентных расходов и ставкой ЦБ РФ, компания пришла к снижению чистой прибыли до 8 млн рублей».
На показателе чистой прибыли отразились интенсивные инвестиции в масштабирование, которые сопровождались ростом расходов на обслуживание большого автопарка, а также увеличение финансовых обязательств и прочих расходов.
Компания активно инвестировала в развитие — удвоила площади собственных станций технического обслуживания (СТО) на фоне увеличения стоимости и продолжительности обслуживания автомобилей у партнеров, активно нанимала и обучала технический персонал в условиях дефицита кадров и высокой инфляции стоимости труда, запустила работу сервиса в трех новых городах, а также продолжила совершенствование ИТ-платформы, расширила географию присутствия до 13 городов. Положительный эффект от этих инвестиций должен наступить по итогам 2-ого полугодия 2025 года, пояснил представитель сервиса.
В текущем году «Делимобиль» не планирует значительно корректировать направления развития и намерен сохранить темпы роста без значительных вложений. «В первую очередь компания сфокусируется на повышении эффективности в каждом из компонентов бизнеса, снижении долговой нагрузки, и долгосрочной финансовой устойчивости компании», — рассказали в пресс-службе каршеринга.
Руководство «Ситидрайва» разработало план развития и улучшения своих показателей в 2025 году. План «содержит ряд мер по приведению стоимости чистых активов в соответствии с размером уставного капитала в 2025 году», говорится в пояснительной записке бухучета ООО «НТС».
В частности, увеличение выручки за счет выхода в новые города и привлечение новых целевых групп пользователей каршеринговых услуг. Будет реструктурирован лизинговый портфель, сокращены издержки на ремонты за счет открытия дополнительных СТО в городах присутствия. Увеличатся закупки запасных запчастей напрямую из Китая для автопарка.
В 2025 году компания запустит собственный склад для хранения запасных частей и шинного фонда автопарка, что позволит лучше управлять запасами, говорится в пояснительной записке.
Как сообщил источник PRO Шеринг, близкий к компании, «Ситидрайв» планирует вести оптовую торговлю запчастями и будет наращивать это направление за счет поставок из-за рубежа. «Также на 2025 год руководством поставлена задача развивать диверсифицированное направление «Больше, чем каршеринг»», — рассказал собеседник. В пресс-службе каршеринга сообщили, что пока запчасти закупаются для собственных СТО, но идет изучение рынка и возможности выхода на оптовую торговлю.
Денис Кунгуров
Фото: PRO Шеринг