Следственный комитет хочет дать права «самокатчикам»
Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин сообщил 16 марта об инициативе Следственного комитета России заставить пользователей электросамокатов и других СИМ сдавать на водительские права новой подкатегории «М1». А также включить в категории «М» (мопеды) и «А» (мотоциклы) СИМ с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт до 4 и выше. Эксперты и участники рынка считают предложение малорезультативным для повышения безопасности, ссылаясь на статистику ДТП.
В Госдуму поступили предложения Следственного комитета РФ об усилении контроля за пользователями средств индивидуальной мобильности (СИМ: электросамокаты, моноколеса и другое). Об этом 16 марта написал в своем официальном Telegram-канале председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин.
«В Государственную Думу поступили предложения Следственного комитета, в числе которых: дополнение категорий транспортных средств подкатегорией «М1»,включающей СИМ с электродвигателем мощностью до 0,25 кВт; включение в категории «М» (мопеды) и «А» (мотоциклы) СИМ с электродвигателем мощностью от 0,25 до 4 кВт и свыше 4 кВт соответственно; предоставление права на управление транспортными средствами подкатегории «М1» лицам, достигшим 16-летнего возраста», — пишет глава Госдумы. Также СК предлагает уточнить термин «транспортное средство» с указанием на его предназначение в том числе для индивидуального передвижения по дорогам, и распространить понятия «водитель» на лицо, использующее электросамокаты и иные СИМ.
Последние две инициативы уже реализуются Минтрансом в поправках в ПДД. В ближайшее время все поправки будут размещены на портале нормативно-правовых актов regulation.gov.ru, сообщили PRO Шеринг в Минтрансе. Инициативу Следственного комитета в министерстве не прокомментировали на момент публикации материала. Также не ясно, в каком формате поступило обращение следкома в Госдуму. Напомним, что Следственный комитет РФ относится к исполнительной, а не законодательной ветви власти, а также подчиняется непосредственно Генеральной прокуратуре РФ.

Вячеслав Володин в своем телеграм-обращении привел статистику Научного центра безопасности дорожного движения (ЦБДД) МВД России, согласно которой наблюдается рост числа погибших с участием СИМ на 47% с 44-мя погибшими вместо 31-го погибшего в 2023 году. Но спикер Госдумы не уточняет, что в половине (49,9%) ДТП, участвующие электросамокаты, имели электродвигатели мощностью свыше 0,25 кВт — на данные происшествия приходится 70,5% погибших и 50,5% раненых. То есть не относящихся к сервисам аренды самокатов, где мощность ограничена 0,25 кВт, а скорость 25 км\ч. Именно их больше всего на тротуарах городов. Вячеслав Володин ранее проводил опрос среди граждан в своем Telegram-канале о запрете и ограничениях в отношении электросамокатов, и получил поддержку участников опроса (54% за запрет электросамокатов). Только характер комментариев в постах говорил о том, что требования регулирования шли именно от пешеходов, которые опасаются пользователей СИМ на тротуарах, а статистика показывает минимальное число пострадавших пешеходов в 2024 году — среди погибших только 2 человека являлись пешеходами.
В последнем посте комментаторы и вовсе призвали главу Госдумы больше уделять внимания наиболее злободневным темам экономического характера. «От алкоголя и табака больше умирает людей и нагрузка на бюджет. Решайте эти острые проблемы», — пишет в комментариях поста Вячеслава Володина человек под ником «Слава». Другой пользователь под ником O.R. пишет, что «Все эти ваши «меры» — фикция. Единственная мера, и вы это прекрасно знаете, это строительство инфраструктуры [велодорожек]».
Операторы сервисов электросамокатов также считают, что водительские права новой категории «М1» не решат вопрос безопасности и ссылаются на статистику МВД. «Ничем не лучше картина по ДТП с участием более мощных СИМ – от 0,45 до 4 кВт, имеющих скорость выше 25 км\ч.», — рассказал PRO Шеринг представитель МТС Юрент. За 9 месяцев на ДТП с таким видом транспорта пришлось более 70% погибших и более 50% раненых, указано в отчете ЦБДД МВД России.
«По данным сервисов кикшеринга, лишь около 0,001% поездок на арендованных СИМ завершились ДТП из 3897 дорожно-транспортных происшествий с участием СИМ. Общая аварийность в стране за аналогичный период составила почти 100 тыс. ДТП, в которых погибло почти 10,5 тыс. человек, ранения получили 120 тыс.», — напомнили статистику в МТС Юрент. Оператор уточнил, что все прокатные СИМы имеют ограничения в скорости и весе до 25 км\ч и менее 30 кг. «Мы считаем введение водительских прав для управления электросамокатами — избыточной мерой», — заявляют и в сервисе кикшеринга Whoosh.
Доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» МАДИ Виталий Гаевский призывает для решения проблемы правильно прописать технические требования, сделав акцент не на мощности, а на факторах, напрямую влияющих на аварийность – максимальная скорость и весь СИМ.

«При определении СИМ в категорию до 25 км/ч и до 35 кг снаряженной массы, никаких дополнительных мер контроля и регулирования не понадобится. Все, что тяжелее и быстрее автоматом попадает под Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) 018/2011, где требуется иметь права от категорий «М» до «А» как минимум для управления такими ТС. Все, что легче и медленнее — не должно требовать никаких прав», — говорит эксперт.
Представитель Whoosh напомнил, что Минтранс РФ в рамках новых поправок в ПДД уже планирует более четко развести понятия СИМ, «электровелосипед» и «мопед», установив для каждого вида ТС свои особенности. «Одна из основных причин этой работы — классифицировать и упорядочить транспорт курьеров, которые зачастую мощнее шеринговых самокатов и представляют большую опасность», — рассказали в Whoosh порталу PRO Шеринг.
Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман видит в инициативе Следственного комитета попытку вернуть нас в СССР 50-70-х годов 20 века. «У моего дедушки были права на управление велосипедом, согласно законодательству 1950-х годов СССР. Предложение вновь ввести права напоминает попытку вернуться в прошлое, но не в каждое прошлое стоит возвращаться», — считает Ксения Эрдман.

Она напомнила, что в России, как и в Европе, электросамокаты выполняют транспортную функцию, разгружая растущий трафик автомобилей за счет альтернативы в виде «последней мили» — доставки пользователей до конечной точки.

«У нас все города максимально автомобилецентричны. Чуть меньше они подготовлены для пешеходов и совсем не подготовлены для велосипедов и средств индивидуальной мобильности. Получается нам важно, чтобы комфортней всего себя чувствовал автомобилист», — отмечает сложившийся диссонанс Ксения Эрдман. Она уточнила, что по данным экспертов и властей Москвы, доля транспортных поездок на арендных электросамокатах заняла львиную долю, поскольку кикшеринг-сервисы решают проблемы пробок, парковок и очередей на автобусы в час пики.
«Все инициативы, связанные с правами, ограничением скорости до скорости пешехода — это борьба, которая ведется не с той стороны», — считает глава Ассоциации операторов микромобильности. Ксения Эрдман надеется, что Следственный комитет и Вячеслав Володин начнут инициировать строительство велодорожек стахановскими темпами.
Главное преимущество кикшеринга в качестве городского транспорта — доступность, в рамках существующих правил, — говорит пресс-секретарь кикшеринга Whoosh Денис Балакирев. Если предположить, что для поездки на самокатах потребуются водительские права, то это сломает транспортную модель использования, считает он.
Сервисы кикшеринга уже сейчас проводят обучение правилам в приложении перед первой поездкой, есть тестирование по итогам обучения. «Важно понимать, что объем ПДД для СИМ это несколько пунктов, на обучение которым требуются минуты, а не часы и дни, как в случае с другими транспортными средствами», — говорит представитель Whoosh, добавляя, что сейчас прорабатывается возможность сделать это тестирование обязательным.
Павел Паршков
Фото: форум «Транспорт России», PRO Шеринг, «Четвертая власть», https://www.pravilamag ru