В каких городах растет спрос на аренду электросамокатов
Уровень проникновения кикшеринга в мегаполисах очень разный. В среднем в летние месяцы 2024 года в Москве кикшерингом хотя бы раз воспользовался каждый пятый клиент Т-Банка, а в Перми не более 2%. Связано ли это с климатическими условиями, доходами горожан и муниципальным регулированием кикшеринга – выясняли аналитики Т-Data.
Традиционно столицы России — Москва и Петербург стали лидерами по использованию в 2024 году арендных самокатов. В первую очередь это объясняется присутствием в городах трех федеральных операторов кикшеринга Яндекс.Go, МТС Юрент и Whoosh. В столицах число самокатов росло из года в год быстрее всего. В Москве пользовались электросамокатами 19,8% активных клиентов Т-Банка. В Екатеринбурге — 16,8%, в Санкт-Петербурге — 15,6%. Эти три города — лидеры среди миллионников, подсчитали в Т-Data в рамках исследования Т-Ж (Т-Журнала Т-банка).
В Перми наблюдается наименьшее количество самокатчиков: в марте 2024 года власти запретили стоянку самокатов вне велосипедных парковок, а подходящих парковок в городе практически нет. В результате кикшеринг фактически не функционировал — им воспользовались всего 2,2% клиентов, что почти в 3 раза меньше, чем у предпоследнего города в рейтинге. Операторы кикшеринга пытались оспорить этот запрет в суде, но потерпели неудачу.
Согласно данным Т-Ж, чем выше уровень доходов горожан, тем больше пользователей самокатов. Города с наименьшим числом пользователей кикшеринга, кроме Перми, — это Воронеж, Ростов-на-Дону и Омск. В этих городах не вводили строгих мер по регулированию отрасли, и они занимают последние места среди городов-миллионников по уровню зарплат. В то же время Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург лидируют как по доходам, так и по популярности кикшеринга.
Анализ ситуации в других городах подтверждает эту закономерность: чем выше средние зарплаты, тем больше пользователей кикшеринга. Однако есть выдающиеся исключения — Казань и Уфа. Казань занимает четвертое место среди миллионников по уровню зарплат, но лишь 11-е по доле самокатчиков. Уфа находится на 5 месте по зарплатам и на 10 — по количеству пользователей. Чуть выше ожидаемого уровень самокатчиков в Волгограде и Нижнем Новгороде: Волгоград занимает 16-е место по зарплатам и 12-е по доле самокатчиков, а Нижний Новгород — восьмое по уровню доходов и четвертое по количеству пользователей кикшеринга.
По данным исследования, 73% пользователей самокатов рассматривают их как средство передвижения, в то время как лишь 27% используют их для развлечения. Это свидетельствует о том, что в сравнительно бедных городах люди чаще предпочитают автобус или пешую прогулку, так как кикшеринг обходится дороже общественного транспорта. В более обеспеченных городах, возможно, лучше развита инфраструктура для самокатов.
Количество активных пользователей в городе напрямую влияет на частоту поездок, хотя средняя длина маршрута остается короткой. Лидерами по числу пользователей самокатов являются Москва и Екатеринбург, где на одного пользователя в среднем приходится 19,8 и 16,8 поездок за летний месяц соответственно. Зависимость между количеством поездок и числом активных пользователей оказывается практически линейной: небольшие отклонения наблюдаются лишь в Краснодаре и Ростове-на-Дону (чуть выше ожидаемого) и в Казани и Омске (чуть ниже).
Интересно, что с увеличением числа поездок средний чек на одну поездку снижается. Это может быть связано с тем, что пользователи, полюбившие электросамокаты, начинают использовать их чаще для коротких поездок или активно пользуются абонементами, что делает каждую поездку дешевле.
Минимальный средний чек поездки зафиксирован в Екатеринбурге — 98 рублей. В Нижнем Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге эта сумма составляет около 110 рублей. Эти четыре города также лидируют по доле активных пользователей кикшеринга. Наибольшие расходы на одну поездку наблюдаются в Омске и Челябинске — 133 и 127 рублей соответственно, при этом количество пользователей здесь сравнительно невелико.
В среднем летом пользователь кикшеринга совершает 10 поездок, тратя на самокаты около 1160 рублей. Весной и осенью количество поездок снижается: в сентябре и октябре — 9 поездок за 797 рублей, а в апреле и мае — 9 поездок на сумму 1241 рубль. Интересно отметить, что хотя количество поездок весной и осенью одинаково, средняя стоимость и расстояние весной в полтора раза превышают осенние показатели.
Летом 80% пользователей самокатов в Москве совершают поездки чаще одного раза в месяц. При этом 50% из них используют самокаты не реже шести раз в месяц, а 20% самых активных пользователей делают в среднем 21 поездку в месяц. В частности, 5% наиболее активных пользователей арендуют самокаты до 50 раз в месяц. Данная цифра может быть достигнута, если, например, ездить на самокате дважды в день в будние и иногда по выходным или же оплачивать аренду с одной карты для группы людей.
Медианная сумма трат на аренду самокатов составляет 1043 рубля в месяц. У 20% самых активных пользователей эта сумма достигает 2208 рублей, а у 5% — 5126 рублей.
Рынок самокатов в России приближается к стадии зрелости. По прогнозам издания «Трушеринг», к 2026 году ожидается рост числа поездок всего на 15%. Этот рост возможен при условии появления самокатов в новых городах и увеличения частоты их использования на уже существующих рынках. Хотя 15% в год — это заметный показатель, речь идет о более поступательном развитии сектора.
На сегодняшний день рынок аренды самокатов в России делят три ключевых игрока. Компании Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс» контролируют 96,9% всех арендованных самокатов и 98,7% поездок. Whoosh занимает лидирующую позицию, охватывая почти половину рынка с 45% самокатов и 49% поездок. «МТС Юрент» немного отстает с 38% всех самокатов и 33% поездок, но может похвастаться более широкой географией: сервис работает в 175 городах России, тогда как Whoosh — лишь в 131.
Подготовила Ирина Миляева
Фото: МТС Юрент