велошерингновостишеринг-сервисы

Велосипеды: роскошь и средство передвижения

Станции проката самокатов и велосипедов откроются в Москве с 4 и 6 апреля соответственно, сообщил столичный департамент транспорта. На аренду велосипедов (велошеринг) этим летом ожидается большой спрос, поскольку на рынке продаж сформировался дефицит, а цены поднимутся на 25-35%.

Велошеринг для курьеров

Традиционно московский муниципальный прокат запускался в конце апреля, но в «ковидный» 2020 год велосипеды и самокаты оказались невероятно востребованными – горожане совершили почти 8 млн поездок, сообщает дептранс Москвы. Причина банальна: возросло число курьеров, а глава департамента Максим Ликсутов сделал аренду для курьеров и волонтеров бесплатной, вплоть до снятия коронавирусных ограничений. Такие же правила решено оставить и этой весной. Хватит ли велосипедов для отдыхающих – большой вопрос. Они будут активно эксплуатироваться курьерами на безвозмездной основе.

В дептрансе напомнили, что к сезону 2021 года в Москве поставят 67 новых станций проката, 63 из которых являются электрическими. Парк велосипедов пополнят 1 тыс. новых экземпляров, половина из которых также на электрическом ходу. В конце марта мэр Москвы Сергей Собянин утвердил порядок предоставления субсидий операторам проката электросамокатов. Возмещению подлежат затраты на приобретение новых транспортных средств.

Велосипедов до лета не хватит

Продавцы спорт-товаров говорят о задержках в поставках велосипедов. Мартовские заказы у многих дилеров сдвинулись на середину лета. Спортивные торговые сети не досчитались около 70% товарных позиций в среднем ценовом сегменте. Часть разобрали курьеры, а остальное не поставили производители. В России производство велосипедов сократилось у всех брендов. У зарубежных производителей велотехники теперь есть квоты (ограничения на число заказов) для России, как и для других стран. Сроки поставок передвинулись на квартал. Дефицит и падение курса рубля приведет к удорожанию до 35%.

Через 1-2 недели в России начнется велосезон и спрос на велосипеды будет постоянно расти. От этого выиграют операторы по велошерингу. Но расшириться им не удастся из-за того же дефицита продукции на мировом рынке. Поэтому рост будет происходить исключительно за счет кошелька покупателей, то есть повышения тарифов. Китай после краха велошеринга в 2018 году также надеется ожить за счет пандемии.

Самокаты вытесняют велосипеды

Количество самокатов в российских сервисах проката осенью 2020 года превысило число велосипедов. К таким выводам пришли аналитики  из института территориального планирования «Урбаника», проведя исследование индустрии шеринга велосипедов и самокатов. На конец 2020 года по всей стране было доступно для аренды около 13 тыс. самокатов, из которых 11,2 тыс. с электромотором. Также 7,1 тыс. велосипедов, из них с электромотором всего 209.

Лидером кикшеринга (прокат самокатов) и велошеринга остается Москва с долей в 52% транспортных средств. Но в столице доминируют велосипеды: почти 5,3 тыс. обычных и всего 209 электро. Число доступных для проката автосамокатов превышает 3,8 тыс., а обычных — 1,1 тысяч.

У сервисов по аренде самокатов экспансия шире, чем у велосипедных операторов. Компания Urent представлена в 18 городах, ToGo sharing — в 15, Whoosh — в 12; классические самокаты от компании Samocat есть в десяти городах. Среди операторов велошеринга наибольший географический охват у сервиса Lucky Bike, который доступен сейчас в десяти городах. Сервисы «Велобайк» и Smart Bike работают в трех городах каждый.

В «Урбанике» не верят в развитие рынка велошеринга из-за слабо развитой велоинфраструктуры. При росте количества поездок произойдет увеличение числа ДТП и несчастных случаев.

Рынок может начать рост при сотрудничестве с курьерскими сервисами, считают аналитики. Необходимо развитие всей транспортной шеринговой инфраструктуры: развитие агрегаторов, интеграция с общественным транспортом, сервисами каршеринга и агрегаторами такси. В Москве уже началась разработки такого единого приложения – Mobility-as-a-Service. «Мобильность как услуга» должна выстроить интеллектуальную транспортную систему мегаполиса

Mobility-as-a-Service (MaaS) нацелена на создание единой цифровой платформы, где имеются частные и государственные транспортные операторы. В приложении можно будет выстраивать маршруты, оплачивать аренду и оформлять подписки на пакеты услуг. Удобство MaaS приведет к отказу от личного автомобиля в пользу доступного гибридного передвижения: машиной, велосипедом, самокатом, автобусом.

Ранее агрегатор такси «Ситимобил» интегрировал в свое приложение возможность проката Urent.