Транспорт направят в цифровое «окно»
Занимаясь цифровизацией транспортной инфраструктуры, Минтранс пообещал сделать рынок прозрачным за счет национальной транспортно-логистической платформы – «Гослог». Электронная площадка должна «прорубить единое окно», которое поможет государству лучше взаимодействовать с бизнесом. Такие корпорации, как «РЖД», уже сегодня готовы подключаться к платформе, предоставляя огромный объем накопленных и структурированных данных.
Госсервисы для граждан и бизнеса
Минцифры и Минтранс заинтересованы в цифровизации пассажирской логистики для конечного пользователя, а для бизнеса будет развиваться грузовая цифровая логистика, рассказал в ходе международного форума «Цифровая транспортация» 23 сентября заместитель министра транспорта России Дмитрий Баканов.
Он напомнил, что по поручению президента создается национальная цифровая транспортно-логистическая платформа – «Гослог». На ее базе будет создано «единое окно» для взаимодействия рынка и государства.
Дмитрий Баканов, Минтранс РФ
Сейчас контейнер в порту проходит все транзакции по 5-10 суток, которые требуются на обработку груза. Единое окно сократит сроки и повысит операционную эффективность.
Вместо того чтобы подавать одни и те же электронные документы во всех госорганы от таможни до Роспотребнадзор, достаточно будет выгрузить в единое окно все данные, которые будут маршрутизироваться по нужным службам.
Также Дмитрий Баканов пообещал этой осенью принять федеральный закон, позволяющий весь транспортный документооборот, перевести в цифру. Сейчас уже принято аналогичное законодательство для морских и речных перевозок.
За счет электронной витрины Минцифры будет создан цифровой профиль контрагентов рынка для максимальной прозрачности. Это должно помочь компаниям при выборе перевозчика – они смогут через витрину данных ГАИ увидеть историю правонарушений, или через витрину судебных приставов посмотреть наличие исполнительного производства. Еще один сервис позволит отслеживать движение груза и его сохранность.
Для граждан уже созданы и работают четыре сервиса:
- навигация через приложение движения общественного транспорта (разработчик АО «ГЛОНАСС»),
- портал субсидированных перевозок (обслужено 5 млн граждан),
- контроль безопасности межрегиональных перевозок,
- учет агрегатов и узлов городского электротранспорта для повышения безопасности.
В рамках цифровизации льгот Минтранс хочет присоединить услугу ко всем социальным и виртуальным городским транспортным картам. Реализовать этот проект планируется в 2025-2026 годах, сообщил Дмитрий Баканов. В свою очередь, контроль безопасности межрегиональных перевозок позволит выявить серых перевозчиков без лицензий. Для учета агрегатов и узлов горэлектротранспорта будет создана база данных, где будет прописано их техническое состояние и обслуживание.
«Для того чтобы минимизировать затраты регионов, мы будем все внедрять на платформе “Гостех”, а тестирование пройдет в двух-трех региональных субъектах. Результаты направят на единую платформу для дальнейшего тиражирования во всех регионы страны», – пояснил замминистра.
Программные решения по управлению цифровой инфраструктурой на платформах позволит Правительству РФ и министерствам принимать качественные управленческие решения, формируя транспортно-экономический баланс, считают в Минтрансе. Такой подход позволит внести прозрачность и объективность при капитальных затратах государства на транспортную инфраструктуру.
Дмитрий Баканов напомнил, что ключевой элемент в цифровизации транспорта – беспилотники, уже вышли на линии. В госинформсистеме зарегистрировано 111 тысяч авиационных БПЛА и выдано 200 тыс. полетных заданий. КАМАЗ запустил беспилотные грузовики, а Яндекс.Сбер – пассажирские. Два автономных морских судна при помощи технологии компании Citronics перевезли уже 1,8 млн тонн грузов.
«РЖД» поделится большими данными с госплатформой
В свою очередь, крупные госкорпорации рассказали об успехах и сложностях при цифровизации транспортной логистики. Главный перевозчик страны – ООО «РЖД» накопило большой объем данных, которых «у нас больше, чем у какой-либо компании», сообщил на форуме заместитель генерального директора «РЖД» Евгений Чаркин. Он уверен, что собираемые данные должны стать активом, которые работают на компанию, отрасль и экономику страны.
Евгений Чаркин, ООО “РЖД”
У нас ведется масштабный проект совместно с нашими партнерами «Корус Консалтинг», который дал 48 млн показателей в корпоративной системе и 17 тысяч бизнес-терминов для управления данными.
Топ-менеджер «РЖД» выразил готовность делиться данными в рамках проекта «Гослог». Для структурирования данных была проведена их нормализация, внедрена система по управлению нормативно-справочной информацией для эффективного управления. Для оперативного сбора данных без участия человека перевозчик подключил платформу интернета вещей (IoT) совместно с компанией «Инспарк».
Также «РЖД» запустила совместно с ИТ-компанией Softline фабрику роботов, которые взяли на себя большой объем рутинной работы. Эта разработка стала не только внутрикорпоративным продуктом, но и была выведена на рынок как успешный продукт.
По оценке Евгения Чаркина, все эти проекты сложно было бы реализовать без поддержки Индустриальных центров компетенций (ИЦК): «Уникальный опыт. Мы получили во всех отраслях экономики работающий инструмент отраслевой кооперации. Причем в нашем ИЦК «Железнодорожный транспорт» и «Логистика» собраны компании с совершенно разными бизнес-моделями и бизнес-процессами. Тем не менее мы научились договариваться, выбирать общее решение и получать общий эффект».
В свою очередь, директор по цифровизации госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева рассказала о проблемах интеграции программных решений от разных отечественных ИТ-компаний.
Екатерина Солнцева, «Росатом»
С уходом глобальных западных ИТ-вендоров и их монополии появилось множество разных ПО-решений, которые были внедрены в различные компании. В итоге сформировалась разрозненная экосистема.
По ее словам, с одной стороны, хорошо, что больше нет монополии, с другой – излишнее многообразие мешает интеграции ИТ-систем, особенно при формировании платформенных решений. Для «Росатома» – это чувствительная история, поскольку госкорпорация является ИТ-вендором по внедрению цифровой платформы Северного морского пути, а также ряда других ПО-продуктов.
Крупные корпорации сейчас решают не столько проблему импортозамещения ПО, сколько борются за «технологическое лидерство». Например, «Росатом» и «РЖД» активно ведут разработку квантовых технологий, которые появятся за горизонтом 2030 года и изменят весь цифровой ландшафт.
Автор: Александр Журавлев
Фото: оргкомитет «Цифровой транспорт и логистика»