главноеИТ для шерингаперсональные данные

Автомобильная web-«дыра» для утечки персональных данных

По данным исследования рынка Counterpoint Technology к 2030 году более 95% новых легковых автомобилей будут подключены к интернету. Это позволит автоконцернам предлагать функции охраны, техосмотра и прогнозирования. Обратная сторона цифровизации – «серый» сбор и продажа данных водителей, которые могут принести компаниям до 400 млрд долларов в год, пишет SNBC.
Бизнес на водителях

Большинство автопроизводителей предоставляют водителям варианты отказа от ненужного обмена данными. Но, как и во многих других потребительских технологиях, где на продаже данных можно заработать деньги, эти настройки глубоко скрыты в меню, рассказал старший аналитик Counterpoint Парва Шарма. В отчете McKinsey за 2021 год предсказывалось, что различные варианты использования монетизации автомобильных данных могут принести игрокам отрасли от 250 до 400 млрд долларов годового дохода к 2030 году.

Безусловно, могут быть веские причины для сбора данных о водителе и автомобиле в целях безопасности и функциональности. Отказаться от обмена данными в чрезвычайных или опасных ситуациях, вряд ли получится. Техосмотр является одной из причин расширения обмена данными, позволяя производителям определять, что деталь, используемая в их автопарке, выходит из строя раньше, чем ожидалось, пояснил директор по интеллектуальной мобильности и автомобильным исследованиям в глобальной технологической аналитической компании ABI Research Джеймс Ходжсон.

Но проблемы сохранности персональных данных растут по мере того, как появляются сообщения о том, что автомобильные компании делятся данными о водителях со страховщиками. И по мере того, как автомобильные компании сами занимаются страховым бизнесом. Одна из них заключается в том, что о привычках вождения можно сообщать операторам данных и передавать их страховым компаниям для принятия решения о тарифах. Это не следует путать с новой моделью страхования на основе использования, предлагаемой компаниями, которая дает водителям возможность получать более низкие тарифы, если они специально разрешат страховщикам устанавливать в автомобили устройства, отслеживающие их поведение.

Также существует опасение, что конфиденциальная личная информация будет передана рекламным компаниям или продана им, или непреднамеренно утечет таким образом, что ею смогут воспользоваться злоумышленники.

Информационная дыра на колесах

В сентябрьском отчете Mozilla 25-и основным автомобильным маркам были присвоены низкие оценки по защите прав потребителей. Отчет был озаглавлен так: «Официально: автомобили – худшая категория товаров, которую мы когда-либо проверяли на предмет конфиденциальности».

Многие потребители просто не знают, как используются их данные и используются ли они вообще. Опрос, проведенный компанией Salesforce среди более чем 2 тыс. автовладельцев и арендодателей в США, показал, что не многие водители понимают, что такое подключенный к Сети автомобиль и какие данные собираются. И хотя водители могут быть готовы обменять персданные на преимущества подключенного автомобиля (расширенная персонализация, более дешевая страховка), незнание того, как используются данные, может сделать потребителей уязвимыми, считают эксперты по персональным данным.

Для клиентов, желающих обеспечить конфиденциальность своей личной информации по нет ответа. Один из вариантов, который становится все менее практичным и частым, – это купить более старый автомобиль, который не имеет ПО и подключения к интернету.

Другой вариант – изучить меры защиты конфиденциальности автопроизводителя перед покупкой. Эту информацию часто можно найти на веб-сайте автопроизводителя или с помощью онлайн-поиска по таким ключевым словам/разделам, как «конфиденциальность» и «подключенный автомобиль». Например, некоторые компании заявляют в своих политиках конфиденциальности, что они не продают данные клиентов, но это не означает, что они не передают их третьим лицам. Более того, определение продажи может иметь свои нюансы в зависимости от таких факторов, как законы каждого штата о конфиденциальности в США, сказал Калтрайдер.

Что говорят Ford, Hyundai, Nissan и BMW

Прежде чем загружать приложение автопроизводителя для своего автомобиля или подписываться на бесплатную пробную версию подключенных к нему сервисов, посмотрите, какие у вас есть варианты для отказа. Например, Ford заявил, что предоставляет клиентам выбор в отношении любого обмена данными о подключенных автомобилях. В Hyundai говорят, что позволяют владельцам и арендаторам выбирать, пользоваться ли подключенными услугами, принимая условия в любой момент эксплуатации машины. Nissan также заявила, что позволяет потребителям отказаться от сбора персданных. Со своей стороны, BMW сообщил в сентябрьском релизе от 2023 года, что это «позволяет водителям транспортных средств принимать взвешенные решения относительно сбора и обработки их личной информации. Более того, мы разрешаем нашим клиентам удалять свои данные, будь то в приложениях, автомобилях или онлайн».

Если вы уже загрузили приложение или подписались на подключенные сервисы, спросите производителя вашего автомобиля, какие существуют варианты отказа. Кроме того, в некоторых штатах, таких как Калифорния, Колорадо и Коннектикут, потребители могут отправлять запросы в свою автомобильную компанию относительно собранной личной информации и способов ее обмена, сказал, управляющий директор по округу Колумбия Международной ассоциации профессионалов в области конфиденциальности Кобун Цвейфель-Киган. 

Отказ от обмена данными сопряжен с компромиссами, поскольку часто требуется отключить полезные или желательные функции, сказал, менеджер-консультант SBD Automotive Мо Аль-Бодур. Эти функции могут включать навигацию, удаленную разблокировку и возможность получать обновления, связанные с обслуживанием.

Потребители должны обязательно периодически просматривать свои настройки конфиденциальности, сказал Калтрайдер.

Правительство изучает правила защиты персональных данных в автомобилях

В настоящее время предпринимаются различные усилия регулирующих органов, направленные на понимание практики обмена данными автопроизводителями и пресечение потенциальных нарушений конфиденциальности. Со своей стороны, подразделение правоприменения Калифорнийского агентства по защите конфиденциальности объявило о проведении анализа индустрии подключенных транспортных средств на заседании правления в июле 2023 года. Этот анализ находится в стадии проведения, сказал представитель агентства, отказавшись от дальнейших комментариев.

Практика обмена данными автопроизводителей также может стать поводом для федеральных действий. По словам Цвейфель-Кигана, элементарного раскрытия данных не всегда достаточно, чтобы избежать мер со стороны Федеральной торговой комиссии.

Эта проблема привлекает все большее внимание. Сенатор Эдвард Дж. Марки (D-Mass.), член Сенатского комитета по торговле, науке и транспорту в декабре 2023 года направил письма 14 автопроизводителям, призывая их внедрить более строгие меры защиты конфиденциальности в своих автомобилях.

«Современные автомобили – это смартфоны на колесах», – сообщил сенатор. 

Саморегулирование потерпело неудачу. Федеральное правительство должно быть лидером в борьбе за защиту права потребителей на неприкосновенность частной жизни, сказал сенатор Марки.

Заместитель декана по исследованиям и профессор юридического факультета Университета Санта-Клары Эрик Голдман, сообщил, что «мы отчаянно нуждаемся во всеобъемлющем федеральном законопроекте о защите прав потребителей, который учитывал бы это обстоятельство и вытеснял мешанину законов штата».

Возможно, лучшим сценарием для автопроизводителей и потребителей является то, что растущее внимание к ним побудит все больше автомобильных компаний использовать более строгие методы защиты данных в качестве маркетингового инструмента, аналогично тому, как Apple отличает себя от конкурентов, сказал Ходжсон. 

В пятницу GM, которая сталкивается с иском потребителей, заявила, что прекратила делиться данными о водителях с информационными брокерами, которые работали со страховой отраслью. В заявлении для прессы GM заявила: «Доверие клиентов является для нас приоритетом, и мы активно оцениваем наши процессы и политику конфиденциальности».

Материал подготовил Павел Паршков

Фото: Adobe Stock, Aravot, iapp.org, foundation.mozilla.org