главноеИТ для шерингановости

Большой умный брат для водителей

Сегодня отечественные ИТ-компании предлагают транспортной отрасли различные интеллектуальные системы контроля водителя и управления машинами. Цифровизация за счет отечественных программных и аппаратных решений позволяет повысить безопасность водителей в различных сегментах от грузоперевозок до каршеринга и такси. Как внедрение цифрового профиля водителя и ИТ-мониторинг его состояния снизят ДТП и оптимизируют расходы компаний, читателям PRO Шеринг рассказал директор «НТП Навиком» Иван Глухих.
Без лица перед законом

Осенью 2022 года в Госдуму был внесен законопроект о тахографах с функцией мониторинга состояния водителей, в том числе большегрузов.По мнению авторов законопроекта, контроль за состоянием водителя в первую очередь поможет снизить аварийность на дорогах. Проблема поднята обоснованно: по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, за первое полугодие 2023 года произошло 49417 ДТП, из них на грузовых автомобилях совершено 4087 ДТП, что составило 8,3% от общего количества инцидентов, в которых виновны водители транспортных средств (ТС).

Согласно исследованиям, тахографы, которые используются в нашей стране с 1996 года, в некоторой степени способствуют снижению количества ДТП по причине усталости водителя.

В соответствии с приказом №440 Минтранса РФ от 28 октября 2020 года, был внесен ряд изменений в требования к тахографам. Одно из них — запрет на использование контрольных устройств за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа.

За невыполнение приказа Минтранса №440 — выезд ТС без тахографа или с неисправным прибором — предусмотрены штрафы. Так, в 2023 году юрлица платят за это 20–50 тыс. рублей, должностные лица — 7–10 тыс. рублей, ИП — 5–25 тыс. рублей.

Ужесточение административных мер наказания к юридическим лицам и перенос сроков оснащения грузовых автомобилей, принадлежащих физлицам, который также имел место, привели к перерегистрации ТС с юридических лиц на физических. По оценке Росстата, в 2023 году более 65% из общего парка 2,5 млн грузовых ТС были зарегистрированы на физические лица.

Нельзя не учитывать состояние дорожного покрытия, что в значительной степени влияет на количество ДТП. Согласно данным национального проекта «Безопасные качественные дороги», по состоянию на конец 2023 года доля автодорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, составляет 51%.

Еще один фактор: введенные в отношении РФ санкции привели к тому, что средняя цена новых грузовых автомобилей выросла с 6,2 млн рублей в I квартале 2021 года до 9,3 млн рублей во II квартале 2023-го, а на вторичном рынке — с 2,2 до 3,8 млн рублей. Рост цен на запасные части, ГСМ за аналогичный период составил более 35%. Все это негативно сказывается на отрасли в целом.

Кроме того, результаты опросов, проведенных внутри отрасли, подводят к выводу, что реальный фактор, влияющий на аварийность, — человеческий. Сопутствующие — низкое качество дорожной инфраструктуры; отсутствие оценки грузоотправителями сроков доставки с учетом регламентированного техобслуживания (РТО), соответствующего законодательству, и цифровой карты мест стоянки ТС и отдыха водителей. Отягчающим фактором аварийности является низкая стоимость фрахта, которая в принципе не позволяет использовать двух водителей.

Как изменить ситуацию?

Частично нивелировать воздействие человеческого фактора на аварийность может использование новейших ИИ-технологий. Камеры, датчики психофизиологического состояния водителей и иные датчики, отслеживающие объекты на дороге, позволяют обнаружить потенциальную аварийную ситуацию и предупредить водителя.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность:

  • анализировать дорожный трафик;
  • обнаруживать пробки;
  • предупреждать водителей об альтернативных маршрутах.

Все это снизит загруженность трасс, сократит время в пути и уменьшит утомляемость водителей.

При этом процесс ТО и ремонта подобного сложного оборудования следует автоматизировать, и для этого подходят системы класса help desk.

Надо отметить, что использование ИИ-технологий возможно только на ограниченной площади — город, территория карьера или завода, где скорости движения изначально малы и потенциальные человеческие жертвы практически отсутствуют. За рамками данных систем находятся автомагистрали и крупные дорожные узлы, где скорость движения несоизмеримо выше, и пропорционально увеличению скорости происходит рост потенциальных человеческих жертв в случае ДТП.

Какие ИИ-системы могут помочь?

В настоящее время существует ряд систем, например комплексы мониторинга «антисон». Они являются самой распространенной на данный момент системой мониторинга состояния водителей транспорта.

Система включает:

  • видеорегистратор с вычислительным блоком, который мониторит состояние водителя, собирает сведения о геолокации транспорта;
  • нейросеть: позволяет идентифицировать водителей и персонализировать нарушения на основе слежения и анализа более чем 60 точек на лице водителя, используется для этого 10+ параметров, таких как повороты головы, изменения в мимике, моргание и т. д.;
  • диспетчерский центр: он реагирует на нештатные ситуации, собирает аналитику, готовит отчеты, проводит анализ профпригодности водителей.

«Антисон» действует следующим образом: в кабине ТС размещается видеокамера и устройство, которое собирает и обрабатывает информацию. Видеокамера фиксирует различные действия, которые могут свидетельствовать об усталости водителя или о том, что он отвлекся — например, поворот головы, частое моргание, потирание лба, глаз и т. д. Чтобы предупредить об опасности (например, засыпании), система подает звуковой сигнал.

Однако практика показала: даже после сигнала шофер может не остановиться, а продолжить движение, что существенно повышает риск ДТП. Поэтому такие решения принимают опытные диспетчеры: они работают в режиме 24/7, способны оперативно проанализировать ситуацию и свести риск к минимуму.

Информация о сигнале системы и оценке диспетчеров попадает в нейросеть, которая анализирует ее и вносит коррективы в алгоритмы идентификации потенциально опасных обстоятельств.
Нейросеть принимает в расчет как общие алгоритмы, так и реакции конкретного человека независимо от того, каким ТС он управляет.

Система работает анонимно, однако у водителей есть цифровые ID, позволяющие сократить число ложных срабатываний. Система дает возможность установить индивидуальные настройки и алгоритм распознавания инцидентов в личном кабинете.

Такими системами оснащено 100% парка пассажирского автотранспорта в столице, и их использование уже продемонстрировало достойные результаты.

Ограничивает их применение только стоимость: цены на базовый комплект начинаются от 30 тыс. рублей и могут доходить до 100 тыс., что практически лишает физлиц возможности их использовать.

Также для такси и каршеринга еще в 2019 году компанией НТИ «Нейронет» был разработан специальный головной убор, оборудованный системой контроля водителя. Он фиксирует утомление, потерю концентрации и следит за мышечной активностью человека. Если по какой-то причине водитель начнет засыпать, устройство подаст громкий звуковой сигнал, который сможет его взбодрить.

К головному убору прилагается специальный браслет: с его помощью измеряется кардиограмма, и в случае снижения пульса, браслет вибрирует.

Эти системы не получили широкого распространения ввиду высокой стоимости и ограниченности применения, т. к. рассчитаны только на предупреждение водителя.

Стоит отметить, что системы «антисон» являются развитием данных систем: они предполагают, что состояние водителя оценивает диспетчер, который и принимает решение о возможности дальнейшего движения.

Однако в соответствии с законодательством, с 1 сентября 2023 года появились ограничения на размещение оборудования, ограничивающего обзор водителя. В связи с этим использование систем «антисон» с полным комплектом и с видеокамерами на легковых автомобилях затруднено, а зачастую невозможно.

Контроль качества вождения

В данном случае производится мониторинг, основанный на штрафных баллах, начисленных за конкретные нарушения ПДД:

  • превышение установленной скорости движения;
  • нарушение правил маневрирования;
  • нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств и т. д.

Такие факты регистрируют установленные в ТС датчики.

Эта информация способствует повышению дисциплины водителей, сокращает расход топлива и износа техники, повышает безопасность на дорогах.

Данная система гораздо гибче в ценовом диапазоне: стоимость оснащения и эксплуатации начинается с бюджетных 5 тыс. рублей.

Система идентификации водителя

Во многих компаниях транспортными средствами в автопарке управляют разные водители. Чтобы контролировать процесс, организациям необходим соответствующий инструмент. Эти задачи решает система идентификации водителя, которая оснащена ПО и аппаратными компонентами, предназначенными для распознавания водителя по его уникальным характеристикам.

Сегодня системы контроля и управления доступом (СКУД) предлагают решения, которые позволяют:

  • координировать коммуникации;
  • регистрировать поездки, выполняемые каждым водителем;
  • следить за назначениями водителей на конкретную поездку;
  • избегать несанкционированного использования транспортных средств путем введения личной ответственности водителя за нарушение маршрутных заданий: получать сигнал тревоги, если водитель не идентифицирован, когда транспортное средство начинает поездку;
  • улучшать поведение водителя за счет введения персональной финансовой ответственности за нарушение им ПДД;
  • автоматизировать кассовые сборы: точно регистрировать общий пробег, пройденный каждым водителем, для расчета соответствующей зарплаты;
  • соблюдать законодательство: идентификация водителя помогает исполнять законодательные нормы — например, такие как ограничение рабочего времени путем регистрации времени вождения и составления отчетов о нем и т. д.

При очевидных преимуществах минус системы также в цене, которая начинается от 15 тыс. рублей.

Таким образом, ИТ-технологии в сегменте грузовых перевозок позволяют:

  • экономить на поездках за счет установки различных датчиков, благодаря чему предотвращаются хищения и левые рейсы;
  • автоматизировать процессы обслуживания оборудования и самого парка автомобилей при помощи систем класса help desk;
  • мониторить состояние водителя;
  • получать информацию о водителе, в том числе количестве отработанных им часов в цифровом профиле;
  • повысить культуру вождения водителей за счет штрафов за агрессивный стиль вождения.

Как следствие — сократить число ДТП.

Изображение: Adobe Stock