аналитикакаршерингновости

Ежегодный спрос на электротранспорт в России будет расти на 40%

В ближайшие 10 лет каждый год прирост рынка электрических видов транспорта от легковых до грузовых машин будет прирастать на 38%. Сервисы каршеринга будет динамично пополнять свой парк электромобилями.
Каршеринги увеличат парк электрокаров

При среднем росте на 38% ежегодно, через 10 лет парк будет увеличиваться на 340 тыс. машин в год. Такой прогноз заложен в базовый сценарий в исследовании российского рынка электромобилей, подготовленном консалтинговой компанией Strategy Partners, с которым ознакомились «Ведомости».

В прогнозе речь идет о легковых электрокарах, малотоннажных грузовиках на электротяге и подзаряжаемых гибридах. Темпы роста продаж будут максимальными в ближайшие несколько лет, считают аналитики Strategy Partners.

Напомним, что в конце марта прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что каршеринг и такси должны стать полностью электрическими, согласно мировой тенденции.

Власти Москвы стимулируют переход парков городского совместного транспорта на электроформат за счет завода «Москвич», который начал в 2023 году поставлять в каршеринги и таксопарки свои электромобили «Москвич 3е».

В ближайшие годы мы рассчитываем очень динамично пополнять парк электромобилями, сообщил PRO Шеринг директор по продукту и стратегии BelkaCar Иван Никитин.

В пресс-службе “Ситидрайв” PRO Шеринг сообщили, что видят тренд на развитие электротранспорта, поэтому вводят в автопарк электромобили с 2018 года. “За прошлый год мы увеличили число электромобилей в парке в 5 раз: на текущий момент их более 100 единиц”.

В сервисе решили воздержаться от прогнозов по росту количества электротранспорта в парке “Ситидрайв” на ближайшие 5-10 лет. “В первую очередь, в городах должна развиваться достаточная инфраструктура для обслуживания электромобилей. Это касается станций для быстрой зарядки и сервисов по ремонту”, – пояснили причины в пресс-службе.

“Делимобиль” с 2022 года тестирует направление электромобилей, рассказали в компании, отметив ключевую роль развития зарядной инфраструктуры. “Внимательно следим за развитием рынка, рассматриваем расширение выбора таких машин. Ключевым фактором для этого является дальнейшее развитие зарядной инфраструктуры в городах”, – сообщила пресс-служба сервиса.

В Яндекс.Драйв не смогли прокомментировать планы по развитию парка электромобилей.

Сценарии увеличения доли электротранспорта

В 2024 году на рынке будут представлены только легковые электрокары. В базовом сценарии Strategy Partners парк электромобилей в России вырастет в 47 раз с 2023 года и составит к концу десятилетия 1,78 млн единиц техники.

Из них 109 тыс. – электрогрузовики, но первая тысяча малотоннажных грузовых машин будет продана лишь в 2025 году, в 2026-м – уже 4 тыс.

В своем прогнозе аналитики Strategy Partners объясняют такую динамику сохранением программ господдержки производства и продаж электротранспорта. При этом конкуренция будет ограничена местными производителями и модельной линейкой из дружественных стран. Стимулом послужит снижение стоимости и увеличение ресурса батарей, а также возможность законодательного ограничения использования транспорта с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) после 2045 года.

Оптимистичный прогноз консалтинговой компании предполагает увеличение продаж электротранспорта в среднем на 41% ежегодно до 421 тыс. штук в 2033 году. Парк в таком случае вырастет в 58 раз к 2033 году и составит почти 2,2 млн электрокаров. В консервативном сценарии рынок будет расти примерно по 30% в год и достигнет 191 тыс. электромобилей в 2033 году при общем размере парка в 909 тыс. единиц. Это в 24 раза больше, чем в 2023-м году.

Напомним, что в 2015–2023 годах рынок рос на сверхнизкой базе в среднем в 2,3 раза ежегодно, достигнув 37 815 единиц техники к концу прошлого года.

Текущий уровень развития российского рынка электромобилей соответствует уровню Китая, Европы и США 7–10-летней давности, констатируют авторы исследования.

В 2023 г. доля электрокаров в продажах новых автомобилей всех типов в России составила 1,3%, аналогичные показатели в Китае, Европе и США были в 2016 году. Доля автомобилей на электротяге в общей массе автотехники в стране составила лишь 0,08% в 2023 году, что было характерно для этих стран в 2014 году. К концу прошлого года электрокары составляли почти 5% парка в Китае, 2,4% в Европе, 1,3% в США.

Большинство российских потребителей по-прежнему опасаются покупать электромобили, полагают в Strategy Partners. «Прежде всего это связно с их высокой стоимостью, неравномерным распределением зарядной инфраструктуры по территории страны, а также с недостаточной осведомленностью об особенностях эксплуатации электромобилей», – поясняется в исследовании.

Поддержка и барьеры на пути электрокаров

Развитие электротранспорта в России регламентировано одноименной концепцией до 2030 года, которая утверждена правительством в августе 2021 года. Согласно документу, по итогам первого этапа в 2024 году в стране должно быть выпущено 17,5 тыс. электромобилей, 3206 медленных зарядных станций (до 50 кВт) и 1437 – быстрых, мощностью от 50 кВт. В 2030 г. должно быть произведено 217 000 электрокаров, 8573 медленных и 5713 быстрых зарядок.

На конец 2023 года в России было 3783 публичных электрозаправки, следует из данных аналитического агентства «Автостат» и сервиса по поиску зарядок 2Chargers.

По данным Минэкономразвития, с начала 2022 года по конец I кв. 2024-го в России было выпущено более 10 тыс. электрокаров.

Средняя стоимость 100 км пробега электрокара лишь немногим дешевле, а в некоторых случаях даже дороже, чем у машины с ДВС. При зарядке от медленной станции или от бытовой сети этот показатель составит 50–150 руб., 230–375 руб. – от быстрой станции и 275–444 руб. – при заправке бензином обычной машины, подсчитали в Strategy Partners.

Среди потенциальных рисков для развития электротранспорта консалтинговая компания видит возможные экспортные ограничения со стороны Китая и других стран из-за страха вторичных санкций.

Действующие проекты по выпуску легковых электрокаров в России развиваются в тесном партнерстве с компаниями из КНР: Evolute с Dong Feng, «Москвич» с JAC, «Автотор» («Амберавто») с JMC. «Автотор» планирует до конца года выпустить 1200 штук электротранспорта, сказал представитель компании.

Замедлить рост сегмента может и снижение господдержки продаж электромобилей российской сборки, что прежде всего скажется на коммерческих автопарках, чувствительных к стоимости транспортных средств, отмечается в исследовании. Сейчас в рамках программы льготного автокредитования скидка на покупку электрокара российского производства составляет 35%, но не более 925 тыс. руб.

Подготовила Ирина Миляева

Фото: пресс-служба Дептранса Москвы, мэрия Москвы, BelkaCar