Ежегодный спрос на электротранспорт в России будет расти на 40%
В ближайшие 10 лет каждый год прирост рынка электрических видов транспорта от легковых до грузовых машин будет прирастать на 38%. Сервисы каршеринга будет динамично пополнять свой парк электромобилями.
Каршеринги увеличат парк электрокаров
При среднем росте на 38% ежегодно, через 10 лет парк будет увеличиваться на 340 тыс. машин в год. Такой прогноз заложен в базовый сценарий в исследовании российского рынка электромобилей, подготовленном консалтинговой компанией Strategy Partners, с которым ознакомились «Ведомости».
В прогнозе речь идет о легковых электрокарах, малотоннажных грузовиках на электротяге и подзаряжаемых гибридах. Темпы роста продаж будут максимальными в ближайшие несколько лет, считают аналитики Strategy Partners.
Напомним, что в конце марта прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что каршеринг и такси должны стать полностью электрическими, согласно мировой тенденции.
Сергей Собянин, мэрия Москвы
Дальше, конечно, будем работать над тем, чтобы постепенно весь таксопарк Москвы, весь каршеринговый парк переходил на электрическую тягу.
Власти Москвы стимулируют переход парков городского совместного транспорта на электроформат за счет завода «Москвич», который начал в 2023 году поставлять в каршеринги и таксопарки свои электромобили «Москвич 3е».
В ближайшие годы мы рассчитываем очень динамично пополнять парк электромобилями, сообщил PRO Шеринг директор по продукту и стратегии BelkaCar Иван Никитин.
Иван Никитин, BelkaCar
Этому способствуют как стремления городских властей развивать экологический транспорт, так и экономические предпосылки для самого оператора.
В пресс-службе “Ситидрайв” PRO Шеринг сообщили, что видят тренд на развитие электротранспорта, поэтому вводят в автопарк электромобили с 2018 года. “За прошлый год мы увеличили число электромобилей в парке в 5 раз: на текущий момент их более 100 единиц”.
В сервисе решили воздержаться от прогнозов по росту количества электротранспорта в парке “Ситидрайв” на ближайшие 5-10 лет. “В первую очередь, в городах должна развиваться достаточная инфраструктура для обслуживания электромобилей. Это касается станций для быстрой зарядки и сервисов по ремонту”, – пояснили причины в пресс-службе.
“Делимобиль” с 2022 года тестирует направление электромобилей, рассказали в компании, отметив ключевую роль развития зарядной инфраструктуры. “Внимательно следим за развитием рынка, рассматриваем расширение выбора таких машин. Ключевым фактором для этого является дальнейшее развитие зарядной инфраструктуры в городах”, – сообщила пресс-служба сервиса.
В Яндекс.Драйв не смогли прокомментировать планы по развитию парка электромобилей.
Сценарии увеличения доли электротранспорта
В 2024 году на рынке будут представлены только легковые электрокары. В базовом сценарии Strategy Partners парк электромобилей в России вырастет в 47 раз с 2023 года и составит к концу десятилетия 1,78 млн единиц техники.
Из них 109 тыс. – электрогрузовики, но первая тысяча малотоннажных грузовых машин будет продана лишь в 2025 году, в 2026-м – уже 4 тыс.
В своем прогнозе аналитики Strategy Partners объясняют такую динамику сохранением программ господдержки производства и продаж электротранспорта. При этом конкуренция будет ограничена местными производителями и модельной линейкой из дружественных стран. Стимулом послужит снижение стоимости и увеличение ресурса батарей, а также возможность законодательного ограничения использования транспорта с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) после 2045 года.
Оптимистичный прогноз консалтинговой компании предполагает увеличение продаж электротранспорта в среднем на 41% ежегодно до 421 тыс. штук в 2033 году. Парк в таком случае вырастет в 58 раз к 2033 году и составит почти 2,2 млн электрокаров. В консервативном сценарии рынок будет расти примерно по 30% в год и достигнет 191 тыс. электромобилей в 2033 году при общем размере парка в 909 тыс. единиц. Это в 24 раза больше, чем в 2023-м году.
Напомним, что в 2015–2023 годах рынок рос на сверхнизкой базе в среднем в 2,3 раза ежегодно, достигнув 37 815 единиц техники к концу прошлого года.
Текущий уровень развития российского рынка электромобилей соответствует уровню Китая, Европы и США 7–10-летней давности, констатируют авторы исследования.
В 2023 г. доля электрокаров в продажах новых автомобилей всех типов в России составила 1,3%, аналогичные показатели в Китае, Европе и США были в 2016 году. Доля автомобилей на электротяге в общей массе автотехники в стране составила лишь 0,08% в 2023 году, что было характерно для этих стран в 2014 году. К концу прошлого года электрокары составляли почти 5% парка в Китае, 2,4% в Европе, 1,3% в США.
Большинство российских потребителей по-прежнему опасаются покупать электромобили, полагают в Strategy Partners. «Прежде всего это связно с их высокой стоимостью, неравномерным распределением зарядной инфраструктуры по территории страны, а также с недостаточной осведомленностью об особенностях эксплуатации электромобилей», – поясняется в исследовании.
Поддержка и барьеры на пути электрокаров
Развитие электротранспорта в России регламентировано одноименной концепцией до 2030 года, которая утверждена правительством в августе 2021 года. Согласно документу, по итогам первого этапа в 2024 году в стране должно быть выпущено 17,5 тыс. электромобилей, 3206 медленных зарядных станций (до 50 кВт) и 1437 – быстрых, мощностью от 50 кВт. В 2030 г. должно быть произведено 217 000 электрокаров, 8573 медленных и 5713 быстрых зарядок.
На конец 2023 года в России было 3783 публичных электрозаправки, следует из данных аналитического агентства «Автостат» и сервиса по поиску зарядок 2Chargers.
По данным Минэкономразвития, с начала 2022 года по конец I кв. 2024-го в России было выпущено более 10 тыс. электрокаров.
Средняя стоимость 100 км пробега электрокара лишь немногим дешевле, а в некоторых случаях даже дороже, чем у машины с ДВС. При зарядке от медленной станции или от бытовой сети этот показатель составит 50–150 руб., 230–375 руб. – от быстрой станции и 275–444 руб. – при заправке бензином обычной машины, подсчитали в Strategy Partners.
Среди потенциальных рисков для развития электротранспорта консалтинговая компания видит возможные экспортные ограничения со стороны Китая и других стран из-за страха вторичных санкций.
Действующие проекты по выпуску легковых электрокаров в России развиваются в тесном партнерстве с компаниями из КНР: Evolute с Dong Feng, «Москвич» с JAC, «Автотор» («Амберавто») с JMC. «Автотор» планирует до конца года выпустить 1200 штук электротранспорта, сказал представитель компании.
Замедлить рост сегмента может и снижение господдержки продаж электромобилей российской сборки, что прежде всего скажется на коммерческих автопарках, чувствительных к стоимости транспортных средств, отмечается в исследовании. Сейчас в рамках программы льготного автокредитования скидка на покупку электрокара российского производства составляет 35%, но не более 925 тыс. руб.
Подготовила Ирина Миляева
Фото: пресс-служба Дептранса Москвы, мэрия Москвы, BelkaCar