главноеИТ для шерингакикшерингновости

«Франшиза – тренд в шеринг-экономике»

Операторы шеринг-сервисов активно привлекают через франшизу партнеров для развития в регионах. По оценкам операторов, франчайзинговая модель позволяет в короткие сроки повысить географический охват и выручку на треть.
Где и какие сервисы шеринга выгодно открывать

Сервис шеринга инструментов YouTool в ходе презентации на конкурсе FranchCamp III рассказал о потенциале географического роста через открытие франшизных точек в регионах, где есть около 130 тыс. хозяйственных магазинов и 5,5 тыс. потенциальных пунктов проката-самовывоза. Сейчас у компании 3 крупных проката в Москве и 45 мини-пунктов. Сервис планирует запустить франшизу в регионах, обещая партнерам-франчайзи доходность в 19-70 тыс. рублей в месяц с одного пункта, при первоначальном взносе в 500 тыс. рублей, включая паушальный.

«Мы пока не планируем заходить в пункты выдачи крупных маркетплейсов, поскольку это непрофильный бизнес для них. Но есть около 130 тыс. хозяйственных магазинов, которые располагаются в жилых комплексах. Эта инфраструктура для нас выглядит более привлекательной. Также мы запустили совместно с Boxberry 10 точек выдачи товаров», – рассказал представитель YouTool Никита Рясин.

Франчайзинговая модель на рынке проката выглядит крайне перспективной, я бы даже сказал, что это тренд в шеринг-экономике, рассказал PRO Шеринг директор по франчайзингу FranchCamp, экс-директор по развитию франшизы кикшеринга «Юрент» Антон Елизаров.

В нашей партнерской сети больше 40 франчайзи, которые в совокупности работают более чем в 100 российских городах и локациях, рассказал порталу PRO Шеринг на форуме коммерческий директор «Юрент» Илья Тимаховский.

При запуске сервиса аренды, начинающим предпринимателям важно выбрать регион и локацию, где будет наименьшее сопротивление, рассказал о принципах успешной модели Илья Тимаховский в ходе панельной сессии «От стартапа до франшизы».

«Нужно действовать по принципу выбора нефтяной скважины – воткнули и посмотрели – течет всего лишь на стакан или целую канистру. То есть правильно выбранная локация позволит заработать на 10 самокатах, как на 100 в неудачном месте», – пояснил топ-менеджер.

Логично открывать прокат по франшизе в городах, которые показывают сильный экономический рост на десятки и сотни процентов, считает основатель бизнес-университета Right Track, эксперт конкурса франшиз FranchCamp III Александр Бакеев.

В таких регионах будет развиваться и шеринг-экономика. При выборе прокатного сегмента важно учитывать не только потенциал спроса, но и конкуренцию, отметил в беседе с PRO Шеринг эксперт.

Александр Бакеев, Right Track:

Например, аренда самокатов набирает популярность, что говорит как о хорошем потенциале доходности, так и о наличии конкурентов, с которыми придется соревноваться за потребителя. А сегмент шеринга электровелосипедов еще не сильно раскручен в регионах, поэтому «входной билет» будет дешевле, но и риски при прогнозировании спроса будут выше.

Эксперт рекомендует смотреть на те сегменты шеринга, которые активно растут и будут понятны.

Оператор электросамокатов «Юрент» добился роста в десятки раз как по количеству партнеров, так и по городам в их управлении. На сегодня вклад партнеров в GMV (Gross Merchandise Value – валовая стоимость товара) «Юрент» составляет около 30%.

Илья Тимаховский, «Юрент»:

Развитие партнерской сети изначально позволило нам быстро масштабировать сервис с точки зрения географической представленности, и сейчас, совместная работа с нашими партнерами позволяет оставаться одним из лидеров по росту на рынке микромобильности.

Также франшиза от «Юрента» дает предпринимателям доступ к готовому IT-продукту как для обслуживания клиентов, так и для более эффективного управления парком самокатов. Это и более глубокое знание партнеров городов, в которых они работают, позволяет им выстраивать сервис с учетом потребностей жителей в транспорте последней мили, и окупать инвестиции, становясь операционно прибыльными в течение одного-двух сезонов, пояснил коммерческий директор кикшеринга.

ИТ-составляющая является важным конкурентным преимуществом шеринговых сервисов, позволяя снижать издержки и повышать доступность услуги. Например, YouTool в 2023 году разработал и внедрил в прокатные инструменты систему датчиков: защиты от взлома, геолокации, контроля износа, блокировки инструмента через мобильное приложение.

Коллаборация во франчайзинговой модели шеринга

Антон Елизаров уверен, что для максимально эффективного развития партнерского бизнеса стоит объединять усилия не только франчайзеров с франчайзи, но и с производителями, а также инвесторами, которые имеют экспертизу во франшизе.

В этой модели компания с экспертизой во франчайзинге выступает соинвестором начинающего предпринимателя (франчайзи) и куратором по внедрению стандартов. Шеринг-сервис дает своим франчайзи известный бренд и экосистемную ИТ-платформу, а также прокатную технику от производителя.

«В прежних отношениях франчайзер отдавал франчайзи свой поддержанный прокатный транспорт (самокаты, автомобили). В результате начинающий предприниматель много ресурсов тратил на ремонт, что снижало число транспорта на линии и повышало затраты», – рассказал о минусах Антон Елизаров.

В новой модели предлагается снабжать франчайзи новым качественным транспортом, который будет гарантированно приносить больше прибыли.

Помимо этого, датчики в самом транспорте и программные решения платформы шеринговых компаний, выводят эту отрасль на инновационный цифровой уровень. Это позволяет легче и эффективней входить в бизнес-модель начинающим предпринимателям.

Говоря об инновационности, не стоит забывать и о государственном тренде, уверен Илья Тимаховский.

«Важно, чтобы бизнес-идея попадал в канву развития страны – если государству выгодны прокаты самокатов, как элемента микромобильности, то оно будет поддерживать их развитие ресурсами и регулированием. Поэтому важно учитывать национальную повестку», – пояснил коммерческий директор «Юрент».

Автор: Денис Кунгуров

Фото: PRO Шеринг