новостиперсональные данные

General Motors вынужден отказаться от передачи персональных данных водителей страховым компаниям

В пятницу, 22 марта, американский автоконцерн объявил о прекращении передачи водительских персданных брокерам данных LexisNexis Risk Solutions и Verisk для продажи страховым компаниям.

Решение General Motors (G.M.) связано с недавним расследованием New York Times и иска в суд водителей, которые ничего об этом не знали (ранее об этом писал PRO Шеринг). О своем решении автоконцерн известил только NYT. Со среды, 20 марта, «данные клиентов OnStar Smart Driver больше не передаются LexisNexis или Verisk», – говорится в заявлении пресс-секретаря G.M. Мэлори Лучич, отправленном по электронной почте в New York Times. 

Cтраховые компании использовали данные о манере вождения водителей, чтобы в индивидуальном порядке повышать свои тарифы. G.M. через брокеров данных (доверенные операторы данных) передавал из проданных машин информацию об ускорении, торможении и резкости поворотов страховщикам за деньги.

Водители были зарегистрированы, но не знали об этом (из-за сложной и частично скрытой процедуры принятия согласия) в автоприложениях OnStar и Smart Driver. Эти функции в автомобилях были подключены к интернету и собирали данные о том, как управлялся автомобиль.

Если бы сама процедура информирования о сборе данных и согласии на их получение была бы сделана в соответствии с общими принципами защиты персональных данных, то поток данных, который лился из General Motors к брокерам данных и затем страховщикам, сразу бы превратился в маленький «ручеек», высказал мнение в беседе с PRO Шеринг соучредитель сообщества профессионалов в области приватности (Russian Privacy Professionals Association, RPPA) Алексей Мунтян.

Эксперт объяснил, что с экономической точки зрения пока нет очевидных доказательств, что данные – это новая «нефть». Пока мы видим, что это скорее токсичный актив, которые компании не научились монетизировать и вынуждены «скидывать» за небольшие доходы. Для автогиганта получение «нескольких миллионов долларов» – очень скромный доход при высоких репутационных издержках.

В этой истории, как раз компании, которые предоставляют страховые продукты и могут профилировать каждого человека, оказываются в выигрыше, пояснил Алексей Мунтян.

«Отрадно видеть, что иск был не только против автопроизводителя, но и против его контрагентов, которые как раз осуществляли дальнейшую обработку этих данных и целевое использование. Это справедливо, поскольку основную прибыль получал не GM, а его контрагенты», – рассказал глава RPPA.

Мэлори Лучич написала в релизе, что «доверие клиентов является для нас приоритетом, и мы активно оцениваем наши процессы и политику конфиденциальности».

Для G.M. это вынужденная мера, а не жест доброй воли, поскольку житель Флориды Ромео Чикко в марте подал жалобу в статусе коллективного иска против G.M., OnStar и LexisNexis.

Внутренний документ, с которым ознакомилась The Times, показал, что по состоянию на 2022 год в приложение Smart Driver было включено более 8 млн автомобилей. Сотрудник, знакомый с программой, сказал, что годовой доход компании от Smart Driver составляет всего несколько миллионов долларов.

Денис Кунгуров

Фото: Adobe Stock