новостифудшеринг

Пандемия изменила фудшеринг в России

В 2021 году объем раздачи еды нуждающимся существенно упал. Небольшие магазины и кафе разорились, а ритейл переключился на решение своих проблем из-за ограничений. Зато появились приложения о продаже еды с большой скидкой.

Бизнесу не до бедных

После роста в 2020 году раздачи до 9 тыс. тонн продуктов (+28,5%) в сравнении с 2018 годом, объем фудшеринга в 2021 году показывает снижение до 7,5 тыс. тонн. Пандемия изменила фудшеринг в России. Такие данные привели в своем исследовании ТИАР-Центр и шеринг-кластер Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).

В 2020 году до карантинных мер, бизнес активно проводил акции по раздаче продовольствия нуждающимся. Но весной разовое сотрудничество крупных компаний-производителей с организациями по сбору продуктов не стало постоянным. Общепита и ритейлу стало не до фудшеринга. Им пришлось выстраивать новые правила работы из-за карантина и ограничений весь 2020 год.  

Также к 2021 году закрылось не мало кафе и магазинов. В итоге, некоторые фудшеринг-сервисы лишились до половины партнеров.

По данным исследователей, основные получателей еды: многодетные семьи, пенсионеры, экоактивисты, а также люди, стремящиеся к экономии. ТОП-3 продуктов фудшеринга: овощи и фрукты, хлебобулочные изделия, молочные продукты.

Фудшеринг приложения

На сегодня почти две трети (67%) передач продуктов приходится на новый сегмент – «банки продовольствия». Они распределяют самые большие объемы продукции. Около трети (28%) продуктов передаются между физическими лицами, в том числе через соцсети. И только 5% приходится на передачу нуждающимся товаров от кафе, магазинов, ресторанов. В качестве банков работают как некоммерческие организации, так и бизнес-приложения, которые реализуют еду со скидкой 50-70%.

Последний сегмент имеет наибольший потенциал для быстрого развития, считает руководитель кластера РАЭК /Sharing Economy, гендиректор ТИАР-Центра Антон Губницын.

Сейчас около 500 компаний на регулярной основе работают с фудшеринг-стартапами.

Около 90% из них относятся к среднему и малому бизнесу. Они поддерживают ответственный подход к ведению бизнеса, снижая объем пищевых отходов, при этом сокращая уровень затрат на их утилизацию, рассказа эксперт.

Напомним, что в Госдуме уже подготовлен законопроект о фудшеринге. Изменения в Налоговом кодексе освободят ретейл и общепит от уплаты НДС при передаче продуктов с истекающим сроком годности на благотворительность. Сейчас отдавать продукты на благотворительность бизнесу невыгодно – НДС может составлять до 20% стоимости товара.

Изображение: art-mumu.ru