Воскресенье, 21 декабря, 2025

Ростех инвестирует более 1 млрд рублей в передовые инженерные школы

Госкорпорация Ростех планирует направить более миллиарда рублей на финансирование передовых инженерных школ (ПИШ) в этом году. Инвестиции будут сосредоточены на научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), развитии профессорско-преподавательского состава (ППС), а также на образовательных программах и укреплении инфраструктуры ПИШ, сообщили в корпорации.

Ростех активно участвует в развитии 19 ПИШ, созданных на базе ключевых вузов страны, включая МАИ, Политехнический университет Петра Великого, МГУ им. Ломоносова, РТУ МИРЭА и МГТУ «Станкин». Основная цель этих школ – поддержка промышленности в освоении критических технологий и подготовке нового поколения инженеров и исследователей.

В настоящее время на базе ПИШ, совместно с организациями Ростеха, реализуются 69 научно-исследовательских проектов. Уже создано 45 новых лабораторий, опытных производств и виртуальных фабрик, предназначенных для проведения научно-технических исследований и разработок.

«Передовая инженерная школа – это организационная структура нового типа, выходящая за рамки традиционной модели взаимодействия науки и производства. Например, ПИШ СВЧ-электроники на базе РТУ МИРЭА представляет собой опытное производство, отличающееся высокой гибкостью и способностью решать сложные научно-технические задачи», – отметил заместитель генерального директора ГК Ростех Николай Волобуев.

По словам Волобуева, с 2022 года Ростех вложил в развитие программы ПИШ более 2,5 млрд рублей, и в текущем году планируется дополнительное инвестирование около 1,3 млрд рублей. Эти средства направляются на развитие материально-технической базы вузов, оплату труда ППС, разработку образовательных программ и исследовательскую деятельность. «Это инвестиции в укрепление научных школ, передовую науку и подготовку кадров для достижения технологического лидерства страны», – подчеркнул он.

Каждая ПИШ, в сотрудничестве с индустриальным партнером, развивает одно из приоритетных направлений. Так, в РТУ МИРЭА (партнер – АО «ОПК») это СВЧ-электроника, в МГТУ «Станкин» (холдинг «СТАН») – технологии машиностроения, в Казанском НИТУ (ПАО «ОАК») – авиационная инженерия и микроэлектроника, а в Рыбинском ГАТУ (АО «ОДК») – технологии двигателестроения.

Уже есть первые результаты этой работы. В частности, в ПИШ Казанского федерального университета «КиберАвтоТех» при поддержке КАМАЗа получены опытные образцы топливных элементов, и планируется разработка батареи топливных элементов мощностью более 70 кВт для электротранспорта. Эти достижения демонстрируют перспективность инвестиций и значительный потенциал развития передовых инженерных школ в России.

Передовые инженерные школы (ПИШ) в России, при поддержке Ростех, активно разрабатывают инновационные технологии и готовят высококвалифицированных специалистов. Студенты и преподаватели ПИШ участвуют в перспективных проектах, создавая конкурентоспособные разработки в различных областях.

В частности, в МАИ при поддержке ОДК ведется разработка линейки электродвигателей для беспилотных летательных аппаратов массой более 30 кг. Новые двигатели будут превосходить импортные аналоги по удельной мощности. Кроме того, коллектив ПИШ «Интеллектуальные оборонные системы», созданной на базе Тульского государственного университета совместно с НПО «Высокоточные комплексы», работает над созданием семейства автономных роботизированных комплексов с применением технологий искусственного интеллекта и перспективных композитных материалов.

На рынке все еще наблюдается большой дефицит квалифицированных специалистов, отмечают ИТ-вендоры инженерного софта. Это касается и таких приоритетных направлений цифровизации, как информационное моделирование, которое востребовано в машиностроении различными подразделениями корпорации Ростех. В обязательном порядке стали применять технологии информмоделирования (ТИМ) и в строительной отрасли. Но даже профессионалы в строительной области зачастую не обладают глубокими познаниями в ИТ-сфере.

«Первоочередной задачей государственной важности является подготовка большого количества специалистов разного уровня и квалификации, обладающих как знанием ТИМ, так и умением ведения информационных моделей. Только так можно решить поставленную правительством России задачу цифровизации отраслей и создания цифрового двойника страны», — считает руководитель направления по работе с учебными заведениями АО «СиСофт Разработка» Сергей Галкин.

На базе передовых инженерных школ сегодня обучается 1300 студентов, реализуется более 100 образовательных программ, включая программы дополнительного профессионального образования. Более 880 инженеров и свыше 200 преподавателей повышают квалификацию.

Отбор на программы обучения в ПИШ осуществляется среди лучших студентов вузов, а также участников образовательных треков госкорпорации — «Крылья Ростеха», «Ростех.Биотехмед», «Ростех.Качество». Учащиеся ПИШ занимаются проектной деятельностью, осваивают перспективные технологии и получают новые компетенции в смежных направлениях.

«Научные и прикладные знания, полученные в рамках работы над проектами ПИШ, интегрируются в образовательную программу. За счет декомпозиции научно-технических задач, сформулированных партнерами ПИШ, каждый обучающийся работает по своему направлению исследования совместно с наставником-экспертом от предприятия. Именно так мы, по сути, выходим на персонализацию обучения», — рассказал Николай Волобуев.

Разработки и образовательные программы ПИШ направлены на обеспечение технологического лидерства России в ключевых отраслях промышленности.

Фото: пресс-служба Ростех

Читайте также:

Свежие материалы