главноеИТ для шерингакаршеринг

Рубль пишем, реестр в уме

Оператор каршеринга «Ситидрайв» объявил о введении сервисного сбора с клиентов за использование ПО. Новый формат «дробления» чека в транспортном шеринге вызвал вопросы у клиентов. Эксперты ИТ-рынка связывают новый сбор с желанием компании-вендора, принадлежащего «Ситидрайв», войти в реестр российского ПО для получения значительных льгот. PRO Шеринг выяснял с участниками рынка – поможет ли сервисный сбор за ПО получить государственные преференции и привлечь средства для развития софта.
Цена признания российского ИТ-вендора

Федеральный оператор краткосрочной аренды машин «Ситидрайв» решил ввести оплату за использование программного обеспечения с каждой поездки.Как сообщил 3 октября каршеринг, – «Сервисный сбор — это плата за пользование нашим ПО, которую мы начисляем на каждую поездку». Пока сумма равна 1 рублю за единовременную поездку, независимо от общей стоимости аренды. «Мы дадим вам скидку в размере 100% от этого сбора на каждую поездку», – уточнили в компании. Но добавили, что хотя сумма не изменится, «однако, мы всегда держим вас в курсе всех важных изменений».

PRO Шеринг обратился в пресс-службу «Ситидрайва» за комментариями о причинах нового сбора, но на момент публикации материала редакция не получила ответ.

За неделю до введения сбора дочерняя ИТ-компания «Ситидрайва» (ООО «НТС») – CDDEV (ООО «СД Разработка») зарегистрировала (27 сентября) заявку на вхождение в реестр отечественного ПО при Минцифре, выяснила редакция.

Опрошенные PRO Шеринг эксперты, участники ИТ-рынка и шеринговой отрасли считают, что при наличии сервисного сбора за услуги ПО, у ИТ-вендора каршеринга есть все шансы попасть в реестр. Первую заявку «СД Разработка» от 15 мая ведомство отклонила через неделю после подачи.

Вероятно, компания стремится аккредитоваться в реестре отечественного ПО со своим софтом, чтобы претендовать на получение серьезных льгот: от налога на прибыль до освобождения айтишников от призыва, – предполагает президент ассоциации РУССОФТ Валентин Макаров в беседе с PRO Шеринг.

«Целесообразным предположить, что данная мера позволит компании пройти регистрацию», – предположил в разговоре с PRO Шеринг член Комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин.

Рубль пишем, реестр в уме

Законом запрещена так называемая «бесплатность» между юрлицами, объясняет появление цены за ПО в клиентском чеке основатель юридической компании Future Legal Павел Катков.

Рубль пишем, реестр в уме

С момента подачи повторной заявки на вступление в реестр ПО прошло почти две недели, но отказа «СД Разработка» до сих пор не получала. Что по оценкам экспертов повышает шанс попадания вендора каршеринга в базу признанных и поддерживаемых отечественных ИТ-разработчиков.

Реестр даст преференции, которые совокупно существенно сократят затраты компании, сообщил PRO Шеринг основатель компании «Мой Офис» и сооснователь венчурного фонда «Стриго Кэпитал» Дмитрий Комиссаров.

Рубль пишем, реестр в уме

Пока дочерние компании других крупных каршерингов (ООО «Яндекс.Технологии», ООО «Шеринг Текнолоджи» «Делимобиля») не подавали заявок в реестр ПО.

Глава ассоциации отмечает, что юридически все основания для вхождения в реестр у аффилированного каршерингу ИТ-разработчика есть, но подобный тренд на инсорсинг для своих материнских компаний, может закончиться по инициативе государства, если он не будет направлен на создание спин-оф компаний (выделение дочерней ИТ-компании в самостоятельную конкурентную организацию – прим. редакции). Они должны реально заниматься развитием своих продуктов и их распространением на российском и на мировом рынках, считает президент РУССОФТ.

Валентин Макаров напомнил, что на конференции ЦИПР-2024 в мае премьер-министр Михаил Мишустин предупредил: «Если вендоры будут продавать софтверные продукты своим же компаниям, то это будет расцениваться государством, как попытка дробления бизнеса с целью получения льгот».

По некоторым оценкам, объем продаж аффилированных ИТ-вендоров составляет около 30% софтверного рынка – такой тренд сокращает рынок для ИТ-разработчиков, которые не имеют возможности развивать свои продукты в работе с клиентами, считает глава ассоциации.

Он уверен, что инсорсинговые компании, включая операторов каршеринга, имеют сильную отраслевую экспертизу, которая может позволить им вырастить рыночные продукты. В свою очередь, Дмитрий Комиссаров сомневается, что крупный отраслевой игрок захочет делиться с конкурентами своей программной разработкой, которая является конкурентным преимуществом.

ПО рублю на инвестиции не хватит

«Ситидрайв» оказался не первым из высокотехнологических компаний, кто в этом году ввел сборы на ПО. В сентябре «Яндекс.Маркет» объявил сервисный сбор в 20 рублей при заказе. В пресс-службе тариф объяснили желанием развивать новые решения, «реинвестируя средства в расширение и поддержания технологической инфраструктуры».

Автолюбители знают практику сбора за использование ПО – покупка подписки Car Play в немецких автомобилях; использование навигации в пробках и другие услуги ПО, напомнил основатель «Мой Офис». Но суммы за эти сервисы «не копеечные». «Все понимают, что на тариф в 1 рубль, тем более покрытый 100% скидкой – программные решения не купишь», – говорит Дмитрий Комиссаров.

«Компании придется получать прибыль с услуги за ПО, чтобы это не выглядело как очевидная уловка. Поэтому, полагаю, что 100% скидка – временная мера», – считает президент РУССОФТ. Павел Катков согласен, что у Федеральной налоговой службы могут возникнуть вопросы: «Ведь едва ли сборы по одному рублю отражают истинную рыночную цену ПО». Однако, если налогоплательщик докажет обоснованность оформления сделки через лицензию, вопрос по оборотному налогу будет снят через льготу, считает юрист. Как раз для отношений с заказчиком (ООО «НТС») через предоставление лицензии и нужна отдельная оплата за услуги ПО, пояснил он.

Средства, которые может получить оператор за оплату ПО через год, составят небольшую и недостаточную сумму для разработки серьезных транспортных ИТ-продуктов, полагают эксперты.

Сейчас «СД Разработка» планирует «с нуля» создать систему управления транспортным парком (Fleet Management System, FMS). Соответствующая вакансия о поиске руководителя FMS размещена на сайте вендора. Платформа будет представлять из себя веб- и мобильную-версию, а также в дальнейшем, и мобильное приложение, уточняется в вакансии. При сборе по 1 рублю, доход оператора составит около 25 млн рублей через год, согласно статистике «Ситидрайва» о 25 млн поездках в 2023 году. Для создания Fleet Management System понадобится значительно большая сумма, уверяют ИТ-вендоры.

Основатель и генеральный директор ИТ-разработчика FMS и других навигационных систем для транспорта «Гелиоссофт» Евгений Ерохин оценивает затраты на разработку платформы силами самого каршеринга минимум в 1,5-2 млн долларов.

«На штат ИТ-специалистов для создания Fleet Management System понадобится 25-30 млн рублей. Только на закупку минимум 10-15 серверов (балансировщики нагрузки, коммуникационные, базы данных, приложений и расчета) уйдет 300-400 тыс. долларов», – рассказал PRO Шеринг эксперт.  

Рубль пишем, реестр в уме

С ним согласен Дмитрий Комиссаров: «Помимо двух лет работы, понадобится порядка 200 млн рублей вложений».

Клиенты каршеринга, работающие в редакции PRO Шеринг, позвонили в службу поддержки «Ситидрайва». На их вопрос о причинах ввода сервисного сбора один из операторов ответил: «В последнее время требуется улучшение программного обеспечения из-за плохой связи в Москве». О проблемах, связанных с телеметрией и отслеживанием автомашин, в июле на ИТ-портале «Хабр» признавался разработчик сервисов телеметрии для «Ситидрайва» Евгений Титов. После введения GPS-глушилок в Москве, данные могут приходить со сбоями, написал он в своей статей «Тестирование телеметрии в каршеринге или как мы внедряли эмулятор». Чтобы решить проблемы тестирования программисты разработали эмулятор.

Без софта не уехать

Во всей этой истории сенатор Артем Шейкин отмечает главный плюс для потребителя: «Это не ведет к повышению стоимости услуг для клиентов за счет скидки в размере 100% на сервисный сбор».

Такой позитивный настрой относительно рисков подорожания аренды разделяют не все эксперты. Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин уверен, что это новая форма «Подписки», позволяющая не раздражать пользователей ростом основного тарифа.

Рубль пишем, реестр в уме

«Стоимость использования софта будет кратно выше, но отдельно от основного тарифа, чтобы не раздражать пользователя, который, в первую очередь ориентируется на цену за минуту, час, сутки», – высказал свой прогноз PRO Шеринг Антон Шапарин.

В Telegram-канале «Ситидрайва», где был опубликован пост о сборе, набралось за сутки почти тысяча комментариев от каршероводов. Большинство озвучивало две позиции: «ничего не понятно с этим сбором» и «скоро стоимость за услуги ПО при поездке будет расти».

В комментариях оператор отвечал некоторым клиентам, что произошло обычное выделение из общей суммы стоимости на ПО. Чек стал более детализированным. То есть, основная цена за аренду должна стать дешевле на рубль. Поскольку цены у всех клиентов разные, то подтвердить или опровергнуть это сложно. Но часть каршероводов писали о подорожании. «На пакетный кулрей (Geely Coolray – китайское авто, – прим. редакции) цена выросла: еще вчера было что-то типа 4800 за два дня, а теперь 5058 рублей», – пишет пользователь под ником Dark side. Ему ответил ник Vladimir: «На все выросло, поминутка тоже, особенно парковка». При этом большинство признавали, что «Ситидрайв» всегда был доступнее по ценам, чем «Делимобиль» или «Яндекс.Драйв».

Эксперт по микроэлектронике, известный видеоблогер Максим Горшенин в беседе с PRO Шеринг подтвердил, что тарифы «Ситидрайв» долгое время оставались дешевле, чем у их конкурентов «Яндекс.Драйв» и «Делимобиль». «Оператору необходимо формировать ценовую политику с учетом идущей инфляции, но подъем тарифа ударит по лояльности», – считает эксперт.

Рубль пишем, реестр в уме

«Оператор сообщил, что на конечной стоимости поездки это не скажется, но по факту пользователь этого может и не узнать, поскольку используется динамическое ценообразование», – говорит пионер шеринговой индустрии и основатель шеринга электроснегокатов «Кашалот Шеринг» Антон Елизаров.

Денис Кунгуров

Фото: сайт “Ситидрайв”, НАС, РУССОФТ, СовФед РФ, Future Legal, Дмитрий Комиссаров, “Гелиоссофт”, Максим Горшенин.