Самокаты получат российский заряд
Оператор кикшеринга Whoosh протестировал пилотную партию умных аккумуляторов собственной разработки для электросамокатов. В компании ожидают, что производство элемента питания позитивно повлияет на операционные показатели и может стать частью проекта самоката собственной разработки от Whoosh. Издание PRO Шеринг выяснило, насколько умная батарея стала отечественной, какие данные собирает и где ее производят.
Whoosh решил создать собственный самокат
Аккумуляторы собственной разработки Whoosh имеют емкость почти в два раза больше импортных, заряжаются в два раза быстрее аналогов, а также обладают интерфейсами для удаленного сбора данных, сообщал журналистам в конце октября сооснователь и технический директор Whoosh Егор Баяндин.
Пилотное производство аккумуляторов началось летом 2023 года. На данный момент более сотни батарей работают в электросамокатах в одном из городов присутствия сервиса, уточнили в пресс-службе. В зимний период планируется масштабировать проект в нескольких южных городах, где круглогодично работает сервис. Всего Whoosh имеет на сегодня 180 тыс. аккумуляторов.
Организовав производство батарей для наших самокатов в России, мы на сегодня собираем и тестируем самостоятельно всю конструкцию — от внутренних деталей до внешнего покрытия, рассказал PRO Шеринг сооснователь и технический директор Whoosh Егор Баяндин.
Это проект в рамках планов по созданию собственного самоката, к которому мы идем, пояснил основатель кикшеринга. По сути, Whoosh планирует наладить полный цикл производства самокатов.
Ценообразование и место производства комментировать в компании отказались.
Является ли производство очередной «отверточной сборкой» или речь идет об импортозамещении – PRO Шеринг решил выяснить у экспертов и участников рынка.
Насколько мне известно по информации на июль 2023 года, этот проект реализуется в формате локализации китайских комплектующих, сообщил редакции создатель франшизы кикшеринга Urent и пионер шеринговой индустрии в России Антон Елизаров. Он полагает, что количество реализованных батарей может перейти в качество, и доля российских элементов внутри такого продукта станет выше.
Антон Елизаров, эксперт
Вероятно, в течение 3-5 лет удастся сделать полностью российский продукт, оптимистично спрогнозировал Антон Елизаров.
Стратегически свое производство конечно же выгоднее, считает эксперт. В целом, он высоко оценивает производственный потенциал России, когда речь идет о ноу-хау и инженерной мысли.
О том, что российские компании уже способны производить батареи у себя дома, а не в Китае, PRO Шеринг рассказал эксперт по электронике, известный видеоблогер Максим Горшенин.
«Батареи на российских предприятиях производят не только для самокатов, но и ноутбуков. Причем речь идет о применении отечественных технологий, а не крупноузловой сборке экспортных элементов», – рассказал Максим Горшенин.
Максим Горшенин
Могу предположить, что производство аккумуляторных батарей происходит на предприятии АО «Энергия» (Липецкая область), сообщил эксперт
В конце октября на YouTube-канале «В процессе» вышел фильм о заводе, где начальник участка по производству литий-ионных аккумуляторов «Энергии» Александр Лузянин рассказал и показали батареи, которые создаются для компании по аренде самокатов, но не сообщил название оператора. Редакции PRO Шеринг в кикшеринговых сервисах Urent и Яндекс.Go не подтвердили производство батарей в «Энергии». На вопрос – упал ли спрос от заказчиков из-за планов ограничить или запретить самокаты, Александр Лузянин ответил, что «спрос только растет».
Скриншот из фильма “Завод будущего из прошлого” YouTube канала “В процессе”.
«Мы самостоятельно разработали всю конструкцию, включая корпус батареи, BMS (battery management system) – электронную систему, которая управляет батареей, компоновку ячеек, спроектировали технологический процесс сборки, определили процедуры тестирования и соответствие технологическим условиям», – рассказал Егор Баяндин.
Тестирование батареи на заводе состоит из следующих этапов: разряд-заряд, разный температурный режим, вибрация, ударостойкость, рассказал Александр Лузянин. Батареи для самокатов имеют мощность 37 Вт на 23,4 Ач. Применяемая технология умного контроля за состоянием батареи позволяет избегать непроизвольных возгораний.
Чье производство: Китай или Россия?
Пока нельзя говорить о полноценном отечественном производстве батарей, поскольку элемент литий и производственные станки все еще не российские, но технология упаковки и корпуса отечественные, пояснил Максим Горшенин.
Тот же контроллер (схема управления процессом зарядки и температуры батареи – прим. Редакции) для аккумуляторов, может быть отечественным, поскольку представители «Энергии» говорят, что для погрузчиков используются контроллеры зеленоградского производства, отметил эксперт.
Процесс роботизированной зарядки аккумуляторов для самокатов из д/ф “Завод будущего из прошлого” YouTube канала “В процессе”.
Напомним, что в подмосковном Зеленограде расположен завод по производству микроэлектроники «Микрон». Но эксперт сомневается, что в батареи Whoosh на данный момент уже применяют отечественный контроллер: «Об этом событии уже говорили бы на каждом углу». Хотя саму плату вполне можно произвести в России, сделав поверхностный монтаж, отмечает он.
Максим Горшенин
В сухом остатке мы понимаем, что собрать полностью российскую батарейку на сегодня сложно. Остаются вопросы по станкам, по контроллеру, по балансировочным и зарядным станциям, поскольку не все на 100% российское
Тем не менее есть большой потенциал – в Москве на производстве электробусов была проведена значительная переработка, а не сборка готовых компонентов из Китая, пояснил эксперт. На данный момент компания «Бештау» строит завод по производству аккумуляторов по собственной технологии для своих ноутбуков, который заработает в 2024 году, сообщил Максим Горшенин.
В начале февраля 2023 года пресс-служба «Норникеля» сообщила, что СП «Полярный литий» (совместное предприятие «Норникеля» и Горнорудного дивизиона госкорпорации «Росатом») получило право пользования крупнейшим в России месторождением лития – Колмозерским. Правда, на производственные мощности удастся выйти только к 2030 году.
Какая польза от умного самоката
Мы идем по пути технологического развития в направлении создания будущего более эффективного и надежного самоката, пояснил стратегию цифрового развития Егор Баяндин.
По его словам, создание умной батареи, которая увеличит эффективность операционных процессов, – еще один важный шаг в этом развитии. Обработка большого количества телеметрических данных от каждого аккумулятора на самокате поможет быстрее реагировать на любые сценарии использования в городе.
Он отметил, что команда разработки подготовила инфраструктуру по работе с собственными батареями, которая будет масштабироваться.
Егор Баяндин, Whoosh
Импортозамещение и локализация производства новых батарей в России даст компании существенную технологическую независимость, что особенно важно при масштабировании бизнеса
Ожидается, что разработка повлияет на операционные показатели компании и опыт использования устройств: увеличит пробег самоката на одной батарее, сократит количество необходимых замен в сутки, а также скажется на количестве заряженных самокатов в городах.
В целом Whoosh уже активно собирает данные – самокаты компании оснащены различными датчиками, позволяющими получать информацию и затем обрабатывать ее, рассказал PRO Шеринг директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексей Смирнов.
Увеличение объема телеметрических данных с каждой батареи позволит увеличить количество так называемых больших данных, а значит получать более точное представление о том, что происходит, в первую очередь для самой компании, говорит эксперт.
«Мы собираем большое количество данных и на их основе видим репрезентативную картину развития микромобильности в городах. Согласно нашим прогнозам, будет расти рынок мобильных устройств передвижения на 1 тыс. жителей во всех городах», – сообщил в сентябре в Москве в ходе круглого стола «Поездки – данные – поездки: как делать город лучше» руководитель отдела эффективности городов и анализа рынков компании по аренде самокатов и велосипедов Whoosh Олег Киселёв.
Установленные датчики на самокатах позволяют считывать в пути качество покрытия асфальта, все неровности и передавать в компанию. Затем аналитика поступает в городские департаменты строительства и ремонта.
Основной источник сбора информации в самокате – это блок IoT, который включает спутниковую навигацию, GSM-модем, барометр, гироскоп, акселерометр, магнитометр. Самокат постоянно передает данные в систему в онлайн-режиме, рассказал представитель Whoosh.
Той информации, которую сейчас собирают операторы, нам уже достаточно для того, чтобы принимать взвешенные решения при проектировании велоинфраструктуры и инфраструктуры для СИМ (средства индивидуальной мобильности), пояснил Алексей Смирнов.
Он уточнил, что когда оператор начнет передавать еще больше данных, то они, как разработчики, смогут точнее реагировать на происходящее в городе.
У Woosh более 18 млн аккаунтов пользователей на 138 тыс. самокатов по всей стране. Количество поездок с 2020 года по август 2023-го выросло с 3,5 млн до 55 млн, то есть 26% населения используют электросамокаты, пояснил Олег Киселёв.
Автор: Денис Измайлов
Уведомление: «Яндекс» разработал для курьеров собственный велосипед - PRO Шеринг