Шеринг-экономика может измениться до неузнаваемости
Мировой рынок шеринговых сервисов с 2020 года растет по 40-50% в год, благодаря развитию мобильных приложений. Усиливает спрос на более дешевые услуги и растущий мировой кризис. При этом, эксперты видят риски как в регуляторном поле, так и в экономическом. Куда может завести шеринг-экономика бизнес и потребителей, – в материале PRO Шеринг.
Эволюция проката
Несмотря на то, что первый каршеринг в России запустился в 2012 году, а в 2015 году операторы предлагали уже несколько тысяч машин только в Москве, ясного понимания, что такое шеринг-экономика до сих пор нет даже у предпринимателей.
Экономика совместного использования существовала на протяжении всего 20 века в виде классической аренды товаров потребления. Но в наше время она переживает возрождение при поддержке онлайн-платформ, основанных на сообществах по интересам. Шеринг-экономика предполагает краткосрочные одноранговые транзакции для совместного использования незанятых активов и услуг или для облегчения совместной работы.
Современный шеринг осуществляется с использованием мобильных приложений, которые связывают покупателей и продавцов, позволяя получать услугу в один клик.
Такие сервисы быстро растут и эволюционируют, но сталкиваются со значительными проблемами в виде неопределенности регулирования, а также опасений по поводу злоупотреблений.
Экономика совместного использования позволяет частным лицам и группам зарабатывать деньги на своих недоиспользуемых активах в виде машин, вещей, услуг, помещений. Таким образом, физические активы используются совместно в качестве услуг.
Сервисы разделились на онлайн-площадки, которые предоставляют каждому гражданину возможность сдать в аренду свои вещи и на компании, которые предлагают исключительно свой товар в аренду.
Согласно данным Института Брукингса, в 2017 году частные транспортные средства не использовались 95% срока службы. В том же отчете подробно описано преимущество Airbnb в стоимости по сравнению с гостиничными помещениями, поскольку домовладельцы использовали свободные спальни. Сообщалось, что тарифы Airbnb на 30-60% дешевле, чем в отелях по всему миру.
Куда идет шеринг-экономика
Очевидно, что новый вид проката товаров и услуг в последние несколько лет эволюционировал, охватив широкий спектр экономических транзакций в формате онлайн, которые могут даже включать взаимодействие от бизнеса к бизнесу (B2B).
Вот несколько направлений, которые получили в мире наибольшее развитие:
- Транспорт – аренда автомобилей, самокатов, велосипедов.
- Коворкинг – компании предоставляют в своих офисах рабочие места за часовую, суточную или месячную оплату.
- Жилье – физлица сдают в краткосрочную аренду свои комнаты, квартиры, дома.
- Кредитование – частные лица предоставляют деньги другим физическим лицам по ставкам, более дешевым, чем у традиционных кредиторов.
- Техника и одежда – частные лица продают или сдают в аренду свои бытовые вещи.
- Профессиональные услуги – внештатные работники, от писателей до разнорабочих, находят вакансии, размещенные частными лицами или компаниями.
- Аутстафф – компании сдают в аренду сотрудников по аутсорсу на коротки сроки.
В 2017 году Институт Брукингса предсказал, что экономика совместного использования вырастет с 14 млрд долларов в 2014 году до прогнозируемых 335 млрд долларов к 2025 году. За несколько лет эти прогнозы резко возросли. В 2022 году Allied Market Research оценила рыночную стоимость экономики совместного использования в 387,1 млрд долларов и прогнозировала, что к 2032 году она достигнет 827,1 млрд долларов.
Регулирование и госнадзор
Критика шеринг-экономики часто связана с нормативной неопределенностью. Многие услуги, предлагаемые на этих платформах, призваны заменить отрасли, которые строго регулируются региональными и федеральными властями, например, такси и отели. Лица, предлагающие услуги краткосрочной аренды, могут не соблюдать правительственные постановления или не платить сборы. Это может позволить им устанавливать более низкие цены. Это также открывает двери для некомпетентных и даже недобросовестных конкурентов.
Отсутствие государственного надзора может привести к риску серьезных злоупотреблений со стороны покупателей и продавцов, таких как отсутствие конфиденциальности или недобросовестное отношение к подрядчикам.
Даже когда существуют законы, шеринговые платформы не всегда их соблюдают. Например, нарушают закон об использовании персональных данных клиентов, передавай или обрабатывая их с нарушениями, либо не делятся информацией с госструктурами.
Например, в США Airbnb избегает делиться данными, необходимыми для определения того, правильно ли компания платит местные налоги и налоги штата. Регулирующие органы обеспокоены тем, что отсутствие прозрачности направлено на сокрытие информации, например, объектов, незаконно сдаваемых в аренду Airbnb.
Мутация шеринговой модели
Рост числа услуг в шеринговой сфере привел к созданию модели, которая в меньшей степени основана на совместном использовании. Вместо этого подрядчики используют такие платформы для создания предприятий с полной занятостью, становясь похожими на коммерческие услуги, которые изначально подразумевали привлечение частных лиц для эффективного использования своих вещей, которые не востребованы большую часть времени.
Яркий пример – транспортный шеринг. Машины, самокаты и велосипеды в России на 90% сдают компании, которым принадлежит этот транспорт. Сами организации объясняют это высокими требованиями к надлежащему техническому состоянию машин или электросамокатов.
Привлечение транспорта от частного лица повышает риски и затраты. Тем не менее, в Москве есть каршеринги, которые предлагают на своих платформах машины от физлиц, например Voron. Также в 2020 году власти столицы инициировали проекть «Народный каршеринг», запустив не так давно приложение «Рули». Гражданам предлагается сдавать в аренду свои машины соседям или друзьям. Проект пока не получил сильного развития. Москвичи предпочитают брать в аренду машины крупных операторов, которые сегодня предлагают в столице 35 тыс. автомобилей совокупно. Москва является мировым лидером по числу машин на город.
Другая проблема связана с арендой жилья. Например, Airbnb изначально поощряла хозяев сдавать неиспользуемые комнаты в своих собственных домах или сдавать свои дома в аренду, когда они находятся вдали от дома. Однако по мере роста популярности сервиса многие объекты Airbnb стали сдаваться в частную аренду на полный рабочий день. Это привело к опасениям, что Airbnb, вместо того чтобы продвигать экономику совместного использования, способствовала росту стоимости жилья и аренды, поскольку хозяева покупают недвижимость исключительно для использования в качестве арендуемых единиц. Это приводит к сокращению предложения как объектов долгосрочной аренды, так и домов на продажу.
Шеринг подарков
Экономика подарков, в которой участники не берут друг с друга денег за то, чем они делятся или что делают, возникла за рубежом в ответ на предполагаемые неудачи в экономике совместного использования. Эта модель основана на принципах поддержки сообщества и устойчивого повторного использования.
Примеры экономики дарения включают:
- Проект «Ничего не покупай»: местные группы соседей, которые бесплатно предоставляют друг другу товары и услуги.
- Ремонтные кафе: всплывающие мероприятия, на которых волонтеры помогают соседям ремонтировать предметы или бытовую технику, а не покупать новые.
- Библиотеки инструментов: локальные центры для заимствования инструментов, а не владения ими.
- «Маленькая бесплатная библиотека»: некоммерческая организация, которая позволяет участникам создавать ящики для обмена книгами у себя во дворах, где соседи могут оставлять или брать книги.
Риски экономики совместного использования для рынка труда
После пандемии и удаленной работы, многие люди не хотят возвращаться в офисы и все чаще выбирают фриланс. Однако это также позволяет предприятиям отказаться от найма работников на полную ставку и нанять больше подрядчиков. Это уменьшает количество доступных рабочих мест, которые предлагают соцпакеты, регулярную оплату труда, медицинскую страховку, больничные и оплачиваемый отпуск.
Существуют опасения и критические замечания по поводу экономики совместного использования. Участников шеринга должны подключаться к приложениям, которые принадлежат крупным компаниям и зарабатывают на физлицах, сдающих в аренду вещи. При этом, операторы могут не соблюдать законодательство, втягивая в нарушения арендодателей. Последние, могут сделать шеринг не подработкой, а основным источником дохода, повышая стоимость товаров, услуг в своем сегменте. До сих пор нет ясности, станет ли шеринг-экономика выходом для эффективного использования гражданами своих вещей или создаст большой рынок, где все будет принадлежать корпорациям.
Фото: Adobe Stock