Аварий с электросамокатами стало втрое больше
Число аварий с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) выросло кратно. Большая часть ДТП произошла с участием кикшеринговых – арендованных самокатов. О причинах – в материале PRO Шеринг.
Пострадали почти 1 тыс. детей
За девять месяцев 2023 года, произошло более 2,6 тыс. ДТП, следует из данных Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД, с которыми ознакомился PRO Шеринг.
Рост составил +215% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Погиб 31 человек (+63,2%). Ранено 2,72 тыс. человек (+213%), включая 919 детей в возрасте до 16 лет. 26% происшествий произошло на тротуарах, пешеходных дорожках, пешеходных зонах, еще 22,8% — на регулируемых пешеходных переходах.
Чаще всего аварии с электросамокатами случались в Москве, где много сервисов аренды самокатов – 665, +235% к аналогичному периоду прошлого года). Также в Тюменской области (184, +308%), Санкт-Петербурге (172, +48%), Нижегородской области (123, +215%).
Лидером антирейтинга по происшествиям со смертельным финалом стал Санкт-Петербург (четыре человека), в остальных регионах — по одной-две смерти с начала года.
Пострадавших в ДТП с СИМ — молодые люди в возрасте до 20 лет. На их долю приходится 42%. В большинстве случаев (70%) ДТП электросамокаты были маломощными – электродвигатели до 0,25 кВт. В 30,2% ДТП участвовали СИМ с двигателем мощностью 0,25–4 кВт. Устройства мощнее 4 Квт были участниками всего восьми ДТП, сказано в отчете.
Доля ДТП с участием кикшеринговых электросамокатов в этом году впервые превысила долю аварий с частными СИМ: 51,8% против 47,3% (год назад было 32,4% против 67,6%). Это может быть связано с приростом числа кикшеринговых самокатов.
Как зарегулируют сервисы аренды и пользователей
Напомним, что с 1 марта 2023 года вступили в силу поправки к ПДД, которыми пользователям СИМ запретили разгоняться быстрее 25 км/ч, въезжать в зоны, обозначенные специальными знаками, передвигаться по автомагистралям.
Уже летом Минтранс признал, что этого мало, и начал готовить новый набор мер, который трансформировался в кабминовскую дорожную карту на 2023–2025 годы.
Картой предусмотрено повышение штрафов за нарушение ПДД электросамокатчиками. Сейчас предельный размер санкций составляет 1,5 тыс. рублей. В правительстве РФ находится проект поправок сенатора Артема Шейкина: установить штраф 20–30 тыс. рублей за езду на электросамокате в состоянии опьянения, 3–5 тыс. рублей – за превышение скорости, 3 тыс. рублей – за передвижение вдвоем и другие санкции.
Одновременно Минтранс готовит новые поправки к ПДД, а регионы в рамках своих полномочий устанавливают знаки, запрещающие проезд СИМ, договариваются с операторами кикшеринга об ограничении скорости движения в парках и пешеходных зонах.
Рост числа ДТП эксперты объясняет двукратным ростом числа поездок на СИМ. Общий парк уже превысил 300 тыс. самокатов, а число поездок – более 200 млн по предварительным итогам сезона.
После вступления в силу поправок к ПДД поменялись и правила учета ДТП. Раньше, если электросамокат сбивал пешехода, это считалось аварией с пешеходом, теперь это отдельная категория ДТП с СИМ, которая идет в отчетность МВД.
Из данных ГИБДД можно сделать два основных вывода, говорят эксперты. Аварии происходят из-за отсутствия инфраструктуры для езды или грубого нарушения ПДД. Для работы с формированием культуры вождения операторы, общественные организации прилагают массу усилий, то устранить недостатки инфраструктуры они не в силах.
Изображение: Adobe Stock
Уведомление: Аренда самоката в пьяном виде обойдется в 30 тыс. рублей - PRO Шеринг