Азиатские компании борются за суперприложение
Южнокорейский каршеринг Socar подал в январе заявку на первичное публичное размещение акций. В этом году компания запустит суперприложение по совместной мобильности для всех арендуемых видов транспорта.
Приложение на миллиард
Азиатские компании борются за суперприложение. Socar планирует вложить инвестиции в развитие универсального приложения для всех видов транспорта. Новый сегментвызывает большой интерес у всех IT-компаний Юго-Восточной Азии.
Количество акций, которые будут размещены на IPO, и ценовой диапазон – пока не определены, сообщил представитель Socar. Компания достигла оценки примерно в 834 млрд долларов (1 трлн вон) после привлечения 50,7 млн долларов (60 млрд вон) в октябре 2020 года. С момента своего основания в 2011 году компания привлекла в общей сложности около 275 млн долларов, подтвердил представитель компании. По сообщениям СМИ,
оценка Socar после листинга в первой половине этого года составит в 2,5 млрд долларов (3 трл вон).
Его предыдущими инвесторами являются SK Holdings, Bain Capital, Premier Partners, SoftBank Ventures Asia, Altos Ventures, KB Investment, Stonebridge Ventures, LB Private Equity, SG Private Equity и другие.
В этом году компания планирует запустить транспортное суперприложение, которое будет предоставлять комплексные услуги мобильности (MaaS): каршеринг, шеринг электрических велосипедов, поиск парковки, вызов автомобиля, бронирование поездов и многое другое, заявил генеральный директор Socar Джеук Пак в начале декабря 2021 года на пресс-конференции компании. Пак также сказал, что к 2030 году Socar заменит парк своих транспортных средств на автомобили с нулевым уровнем выбросов. В том числе на электрические или водородные, и укрепит свой бизнес в области беспилотных автомобилей.
По словам Пака, Socar ускорит развитие и усовершенствует свои технологии за счет выручки от продажи акций на IPO.
В прошлом месяце компания уже завершила два приобретения — южнокорейскую платформу онлайн-парковки Modu Company и платформу проката электрических велосипедов Elecle.
Socar также инвестировала в стартап автономного вождения RideFlux в 2018 году.
Фирма запустила услугу каршеринга со 100 арендованными автомобилями в Чеджу в 2011 году, а свое мобильное приложение в 2012 году. В 2018 году Socar приобрела VCNC, корейскую платформу мобильных приложений для обмена сообщениями, чтобы управлять сервисом Tada. Однако стартап был вынужден прекратить оказание услуг по заказу фургонов в 2020 году из-за пересмотренного закона Южной Кореи. Он ограничивает услуги такси только лицензированными машинами. В октябре прошлого года Socar продала 60% акций компании Viva Republica, сеульской финтех-компании, стоящей за Toss.
В 2018 году Socar создала дочернюю компанию Socar Malaysia в Малайзии, которая на данный момент привлекла в общей сложности 73,2 млн долларов .
Конкуренция в индустрии мобильных платформ в Южной Корее усилилась, поскольку местные компании по поиску автомобилей, такие как Kakao Mobility и TMAP Mobility, активно расширяют свой бизнес в стране с амбициями стать мобильным суперприложением. В октябре Uber Technologies также присоединилась к гонке, создав совместное предприятие с TMAP Mobility, принадлежащим корейскому телекоммуникационному гиганту SK Telecom, для предоставления услуг такси в Южной Корее.
Сообщается, что Kakao Mobility планирует стать публичной через два года, а TMAP Mobility — к 2025 году.
Представитель компании отметил, что ее коллегами по каршерингу также являются Zipcar, Turo и getaround.
За большими деньгами
Летом 2021 года Turo также подавал заявку на публичное размещение акций в Комиссию по ценным бумагам и биржам США.
Онлайн-платформа по аренде авто Turo аналогична Airbnb, позволяет владельцам машин размещать объявления о сдаче своего автомобиля в аренду в своем приложении и на веб-сайте. Транспорт можно арендовать более чем в 5,5 тыс. городах трех стран. Turo был в Германии после того, как вместе с инвестиционной сделкой приобрел дочернюю компанию Daimler AG по совместному использованию автомобилей Croove. На сегодня компания покинула рынок Германии.
В июле 2019 года Turo привлекла инвестиций на 250 млн долларов, что сделало компанию «единорогом» с общим инвестбюджетом в 1 млрд долларов. Вслед за этим в феврале следующего года Turo продлила раунд на 30 млн долларов. В результате чего общее финансирование на сегодняшний день превысило 500 млн долларов.
У Turo как и всех были проблемы в пандемию. Они аналогично Bird и Getaround уволила 30% своей рабочей силы (108 сотрудников), в марте 2020 года.