Блокчейн на колесах
Технологию блокчейна используют в автотранспорте как прогрессивный элемент ПО. Она помогает безопасно собирать и передавать данные, контролировать поставку запчастей, удаленно управлять каршерингом и давать право на управление через смарт-контракты. Насколько машины поумнеют с блокчейном и станут помощниками для водителей, выясняли эксперты Investopedia.
Для чего автоконцерны внедряют блокчейн
Мало кто знает, что концерн Porsche еще в 2018 году заявил о развитии новой бизнес-модели и анонсировал внедрение в своих автомобилях системы безопасных транзакций по технологии блокчейн. Проект реализовывался в кооперации с берлинской фирмой XAIN. Технология использовалась как ПО – открывала и закрывала автомобиль через приложение, что повышало уровень защищенности от вмешательства и перехвата. Также технология может проводить дистанционную передачу временных прав доступа к машине другому лицу при аренде в формате каршеринга путем смарт-контрактов. Аналогично с блокчейном на борту могут работать доставка посылок или оплата парковки, а также зарядки электрокара.
Технология распределенного реестра применяется и в работе онлайн-сервисов на базе второго по значимости криптоинструмента – эфириума, что также заинтересовало Porsche. Эта умная платформа позволяет легко добавлять новых поставщиков услуг без внедрения нового ПО или «железа». Основное преимущество эфириума – смарт-контракты, родственная технологии криптовалют, но оперирующая не с виртуальными монетами, а услугами, товарами или ценными бумагами.
Но немецкий премиальный бренд обогнали Ford и Toyota, выйдя в лидеры по разработке технологии транспортных средств на основе блокчейна. В общей сложности обе компании подали не менее 43 патентов, связанных с блокчейном, во втором квартале 2024 года. В целом количество патентов, поданных автоконцернами в отрасли, было меньше во втором квартале, чем в предыдущем.
Однако, по данным GlobalData Patent Analytics и Just Auto, – Ford и Toyota нарушили эту тенденцию. Ford увеличил количество заявок с 3 в первом квартале до 14 во втором квартале, в то время как Toyota увеличила количество патентов с 25 в первом квартале до 29 во втором квартале.
Например, Ford недавно подал патент, который поможет обеспечить неизменяемое право собственности на транспортное средство.
Согласно заявке, система Ford будет «управлять данными о владельце транспортного средства… включая изменения в праве собственности на транспортное средство, с помощью смарт-контрактов, которые автоматически выполняются в ответ на данные о событиях в реальном времени».
Система будет использовать блокчейн в качестве неизменяемого реестра, регистрирующего изменения права собственности на транспортное средство по мере их возникновения. С этой системой было бы тривиально использовать смарт-контракты для обмена как самим физическим товаром (транспортным средством), так и активами, связанными с владением им (правом собственности), в одном автономно выполняемом действии.
Между тем, недавно поданный патент Toyota указывает на то, что компания изучает разработку внутренней системы на основе блокчейна для управления невзаимозаменяемыми токенами (NFT), связанными с ее транспортными средствами. Эта система будет гарантировать, что машины, находящиеся у дилеров на хранении до продажи, будут точно отображаться в реестре блокчейна.
Запчасти на умной крипте
Одной из самых очевидных проблем, с которой сталкиваются автоконцерны – отслеживание цепочек поставок. Детали для автомобилей закупаются по всему миру и отправляются на предприятия, где они собираются. Хотя это намного дешевле для производителей и потребителей, но создает проблемы, потому что в какой-то момент теряется прозрачность. Когда автопроизводитель получает деталь, он знает о ней только то, что ему рассказывает производитель запчасти. Может быть предоставлена документация, может быть заявлено, что проведено тестирование качества (с официальными штампами и подписями), и все может выглядеть идеально. Однако вся эта информация может быть подделана или изменена.
Блокчейн предлагает всем участвующим в производстве, отгрузке автозапчастей и сборке машин, новый способ гарантировать получение качества, ожидаемого на сборочной линии. Кроме того, блокчейн может повысить доверие потребителей к автопроизводителям, потому что каждую деталь в каждом автомобиле можно надежно отследить от ее первоначального производителя и обработки до демонстрационного зала.
Умные машины в умном городе
Аппаратные решения продолжают уменьшаться в размерах, а это значит, что в автомобили можно загружать больше решений и ПО, чтобы повысить их производительность и надёжность и сделать более удобными для пользователей. Это позволяет обмениваться информацией между автомобилями, что делает вождение более безопасным и удобным.
Например, на оживленной автостраде в час пик едут тысячи автомобилей, и обмениваются сигналами друг с другом. Транспортная инфраструктура вдоль дорого позволяет собирать с машин данные и отправлять в базы на основе блокчейна. Все автомобили автоматически подключаются к городской транспортной сети, если они находятся на определенном расстоянии от центра города.
Представим, что водитель машины отвлекается, выезжает на встречную полосу и врезается в другую машину. Датчики в обеих машинах срабатывают и немедленно посылают сигнал следующим машинам, которые активируют встроенные автоматические механизмы замедления и сообщают о происшествии экстренным службам и водителям по всему городу.
Все данные о машинах, дорожных условиях и водителях могут храниться в городском блокчейне. Упрощается выявление неисправностей, быстрее вызываются службы, повышается безопасность водителей, а дороги можно расчищать гораздо быстрее.
Личный бухгалтер
С точки зрения взаимодействия транспортных средств с инфраструктурой, блокчейн предлагает автомобилям значительно упрощенную платежную экосистему, которая призвана облегчить дорожный сервис. Технология проведет автоматические платежи с использованием смарт-контрактов вместо ручной оплаты множества вещей – плата за проезд, парковка, заправка и многое другое. Например, вы могли бы проезжать через пункт платной дороги, не беспокоясь о том, чтобы остановиться.
Также вы можете подъехать к автозаправке или разъёму для зарядки, и система проверит ваш баланс, чтобы убедиться, что вы можете оплатить услуги. Вы заправитесь или зарядите автомобиль, а затем уедете, не беспокоясь об оплате, потому что смарт-контракт может выполнить перевод за вас.
История владения машиной без подделки и автономность
Записи о техническом обслуживании, пробеге, участие в ДТП и количество владельцев — все это требует тщательной проверке перед покупкой. Сейчас есть сервисы, которые якобы гарантируют чистоту данных, но если систему можно изменить, то нет гарантии, что это не сделают злоумышленники.
Невозможность изменить блоки с данными в блокчейн гарантирует прозрачность истории машины. Использование реестра для записи и защиты информации о машинах может сэкономить потребителям тысячи долларов, потраченных на проблемные авто и неэтичные действия автодилеров.
Автономные, или беспилотные, транспортные средства всё ещё находятся в зачаточном состоянии, и разработчики и инженеры работают над преодолением множества препятствий. Прежде чем эти транспортные средства станут безопасными, широко распространёнными и законными для использования на дорогах, им потребуется распознавание условий, надёжные и неизменяемые данные о местоположении и маршруте. А также способность принимать решения и множество других возможностей и функций.
Блокчейн поможет развитию автономности транспортных средств, поскольку он надежно хранит данные. Компании уже работают над улучшением отслеживания транспортных средств и связи. Создание децентрализованных сетей, которые более плавно передают данные во все точки, – это первый шаг к созданию безопасной экосистемы без водителя.
Но почему блокчейн повсеместно не внедрен в автомобильной промышленности? Ответ прост и сложен – внедрение блокчейна в автомобильную промышленность требует, чтобы все участники отрасли — от производителей запчастей до продавцов и потребителей — приняли эту технологию и участвовали в ней. В противном случае преимущества, которые блокчейн может принести отрасли, не будут реализованы.
Каково будущее блокчейна в автомобильной промышленности? Это зависит от того, как производители относятся к этой технологии и как они могут представить её как необходимое или очень полезное усовершенствование для существующей отрасли. У многих уже есть блокчейны для отслеживания внутренних процессов и цепочек поставок, но более широкое применение всё ещё изучается и разрабатывается.
Блокчейн и схожие децентрализованные системы уже активно используются в нескольких отраслях, но автомобильный сектор обладает огромным потенциалом. Изменяя аспекты вождения и повышая безопасность водителей на дороге за счет хранения и обмена данных, технология может стать революционным катализатором повышения безопасности для всех водителей.
Материала подготовил Иван Измайлов
Фото: evolving-science.com