Данные компаний на обмен
Зачем европейским производителям и логистам нужна глобальная площадка обмена данными со всеми компаниями в мире. Несет ли риски распространение данных для самих компаний или дает преимущества. О подводных камнях и перспективах шеринга данных рассуждали эксперты Volkswagen, Bosch и других компаний на примере шеринг-платформы Catena-X в ходе форума Digital Strategies 2023.
Стоит ли делиться своими данными
Цифровые двойники могут помочь повысить качество и эффективность, одновременно стимулируя будущие инновации в цепочке поставок, но многие по-прежнему не решаются делиться своими данными.
Catena-X, общеевропейская инициатива по созданию открытой платформы обмена данными, была создана в 2021 году с целью повышения прозрачности цепочки поставок автомобилей и улучшения потока запчастей и материалов. Платформа помогает пользователям обмениваться данными и информацией, такими как цифровые двойники, на основе единых стандартов, управляемых в одноранговой системе для обеспечения безопасности.
Поскольку за последние два года инициатива выросла и расширилась, сейчас она нацелена на распространение в Китае и Азии. Но существует препятствие для глобального расширения платформы, поскольку многие по-прежнему не решаются предоставлять свои данные, опасаясь, что конкуренты используют их в своих интересах.
Люди думают: «Я помещаю свои данные в темную комнату и не знаю, что происходит, но в этой темной информационной комнате данных ничего не произойдет, объяснил, руководитель отдела цифрового производства и процессов Volkswagen и вице-президент по интернационализации Catena-X Фрэнк Геллер.
Фрэнк Геллер, Volkswagen:
У нас есть структуры и определенные технологии, которые дают вам контроль над вашими данными. Вам необходима коммуникация в целом, и в Catena действуют контракты, например, между Bosch и VW или ZF и Siemens, и эти контракты обеспечивают безопасность ваших данных.
Аналогичным образом, посол в Китае от Международной ассоциации пространств данных (IDSA) Ларс Бауманн сказал, что нужны возможности и механизмы для обмена данными с границами. Этого трудно достичь, если вы являетесь частью небольшой компании с ограниченными ресурсами, но именно здесь играет роль связь с Catena-X. Поскольку у нее есть пространство данных, где вы можете обмениваться данными, сохраняя при этом полный контроль над ними.
Все дело в доверии, и вы должны быть хозяином своих собственных данных, сказал он. По его словам, владелец определяет, что другие могут и не могут с ними делать.
Система на доверии
Чтобы побудить партнеров присоединиться к Catena-X и обмениваться данными, доверие должно быть основой всех коммуникаций. Именно поэтому Catena-X была сформирована как федеративная система – группа независимых организаций, но объединенных центральной организацией.
Этим не могла бы управлять одна центральная организация, поскольку, во-первых, это слишком велико для одной группы, а во-вторых, это было бы неприемлемо, сказал Ларс Бауманн.
Ларс Бауманн, IDSA:
– Если мы отправимся с немецкой идеей в Японию или Китай, они скажут – ни в коем случае, мы не используем это, поскольку это глобальная история. Вот почему нам нужно было, чтобы это была федеративная система.
Фрэнк Геллер сказал, что цифровая платформа для обмена данными по всей цепочке поставок слишком велика для одной компании, чтобы ее можно было использовать и финансировать.
Volkswagen запустил собственную цифровую производственную платформу около пяти лет назад и подумывала о приглашении своей цепочки поставок и партнеров, но автопроизводитель слишком мал, чтобы управлять такой масштабной программой несмотря на то, что он такой известный.
«Мы не можем справиться с этим самостоятельно, – сказал Геллер. – Это настолько масштабное мероприятие, что одна компания в одиночку не сможет профинансировать стоящие за ним инновации, поэтому два с половиной года назад родилась идея разделить затраты на инновации, сделать первые инвестиции вместе с некоторыми субсидиями от правительства Германии, использовать это и пригласить другие компании продолжать развивать эти решения».
По словам Геллера, вместо угроз со стороны конкурентов VW, было отрадно услышать, что они станут партнерами в Catena-X.
Было приятно услышать, что BMW, ZF, Bosch, Siemens и все другие игроки Catena-X хотели создать эту систему, – сказал он.
Фрэнк Геллер, Volkswagen:
– Мы очень быстро согласились стать частью Catena-X, поскольку это касается не только производителей оборудования или предприятий первого уровня, но и всей цепочки поставок от сырья до процесса переработки. Цепочка поставок глобальна, поэтому необходим системный подход для охвата партнеров по всему миру, всех членов сообщества, чтобы у нас была действительно мощная цепочка поставок.
Коммуникация борется со страхами
Являясь членом правления и консультативного совета Catena-X старший эксперт по цифровым двойникам Bosch доктор Биргит Босс считает, что подключения с помощью одних только данных недостаточно. Она рассказала
что обмен данными, которых вы не понимаете, никому не помогает, поэтому сначала необходимо согласовать определения и семантический замысел.
«Нам нужно договориться о данных, которыми мы хотим обмениваться, и о том, что это означает, и именно это мы сделали в Catena-X, – сказала Биргит Босс. – Мы написали семантические модели, или шаблоны подмоделей, и эти шаблоны определяют, что такое данные семантическим способом, чтобы каждый знал, чего от него ожидают.
Catena-X помогает определить эти семантические модели для различных вариантов использования цифровых двойников, например, для таких случаев использования, как сокращение выбросов углерода в цепочке поставок, улучшение качества или повышение эффективности.
Биргит Босс, Bosch:
– Если вы обмениваетесь данными для сокращения выбросов углекислого газа, в Catena-X есть семантическая модель, которая делает ее машиночитаемой, при этом всем участникам цепочки поставок становится ясно, что ожидается от поставки и когда. Мы обмениваемся не только данными, мы обмениваемся информацией.
Привлекая экспертов, которые знают, как использовать программное обеспечение, используемое для моделирования цифровых двойников, а также экспертов, которые могут определить, как выглядят хорошие семантические модели, Catena-X удалось согласовать определения и границы данных на самом раннем этапе.
В таких ассоциациях, как Catena-X, это работает довольно хорошо, потому что все хотят договориться и в конце концов прийти к консенсусу, – сказала она.
Прошло всего два года, а у нас уже есть множество стандартизированных семантических моделей для различных вариантов использования Catena-X, отметила представитель Bosch.
Расширение за пределы Европы
Основанная в Берлине и частично финансируемая Федеральным министерством экономики и энергетики Германии и Немецкой ассоциацией автомобильной промышленности, Catena-X в основном ориентирована на Европу. Но организация стремится к дальнейшему расширению и нацелена на Китай.
Ларс Бауманн из IDSA считает, что к глобальному обмену данными необходим прагматичный подход. Чтобы добиться успеха в этом, необходимо найти золотую середину между тем, как обрабатываются и регулируются данные в Европе и в Китае.
Он сказал, что важно различать, каким объемом данных можно делиться с кем и на какой срок, и определять любые возможные последствия, которые могут возникнуть из этого.
«Подход к цифровизации в Китае очень прагматичный. В Китае я заказываю три чашки кофе по штрих-коду, и большой брат узнает об этом. Если бы это были данные о моем здоровье, возможно, я бы смотрел на это по-другому, но, если это данные о кофе, для меня это не проблема», – озвучил свою позицию Ларс Бауманн.
Эксперт придерживается универсального подхода, согласно которому все правила применимы ко всем данным, но нам нужно что-то среднее, более прагматичное.
По мере развития Catena-X важно помнить о преимуществах, которые может принести обмен данными по всей цепочке поставок.
«Речь идет об отказоустойчивости цепочки поставок. Catena-X поможет повысить прозрачность и еще лучше понять сбои в цепочке поставок, а также то, как мы можем использовать наши ресурсы лучшим и более устойчивым образом», – резюмировал Фрэнк Геллер.
Изображение: Adobe Stock