главноеИТ для шерингакаршерингновости

ФАС изучит обоснованность динамического ценообразования в такси и каршеринге

Премьер-министр Михаил Мишустин поручил главе ФАС разобраться с экономической целесообразностью алгоритмического ценообразования. Его используют все онлайн-площадки при оказании услуг.

В ходе встречи 28 февраля председателя Правительства РФ Михаила Мишустина с главой ФАС Максимом Шаскольским, премьер-министр потребовал взять под контроль динамическое образование в секторе электронной коммерции. Помимо маркетплейсов и сотовых операторов Михаил Мишустин назвал каршеринг и такси.

Глава ФАС сообщил в ходе встречи, что при алгоритмическом ценообразовании никакого роста себестоимости не происходит у компаний, зато идет ценовое давление на потребителя. Его нельзя назвать экономически обоснованным и оправданным, пояснил Максим Шаскольский.

Глава кабмина напомнил, что у ФАС достаточно инструментов, чтобы контролировать ценообразование на электронных площадках, выявлять недобросовестных поставщиков товаров и услуг, а также реагировать на факты необоснованного завышения цен.

Сервисы краткосрочной аренды машин (каршеринги) с 2018 года активно используют динамическое ценообразование. Первой такой подход применил ИТ-гигант «Яндекс» в своем шеринговом сервисе «Яндекс.Драйв».

Сегодня все федеральные каршеринговые операторы применяют самообучающиеся машины (LM) с элементами искусственного интеллекта, меняя цены в онлайн по целому ряду параметров:

  • Время суток, день недели.
  • Число машин в одной зоне аренды.
  • Время простоя машины.
  • Погодные условия.
  • Спрос на машины.
  • Рейтинг клиента (стиль вождения, штрафы, возраст, стаж).

Некоторые эксперты полагают, что умный алгоритм может вычислять и учитывать социальный статус, уровень дохода клиента. В первую очередь, это касается экосистемных каршерингов, так как «Яндекс.Драйв», которые являются частью ИТ-компании, собирающих разные данные о пользователях.

Согласно этой гипотезе, у более обеспеченного клиента может быть выше цена, чем у другого клиента на одну и ту же машину в одно и то же время.

При этом, большинство крупных каршеринговых компаний еще не вышли в чистую прибыль, поскольку постоянно инвестируют в рост автопарка. Точно известно только о “Делимобиле”, который показал впервые за 9 месяцев 2023 года чистую прибыль в размере 1,4 млрд рублей, сообщает Б1. В 2022 году каршеринг показал чистый убыток примерно в полмиллиарда рублей. “Делимобиль” занимает почти 50% рынка с общим числом машин в 25 тысяч.

Фото: Adobe Stock