Искусственный интеллект в образовании оцифрует педагогов
Ожидаемый эффект от внедрения в вузы и школы генеративного ИИ даст экономике России до 1,3 трлн рублей, прогнозируют эксперты Высшей школы экономики. Как изменится парадигма преподавания и смогут ли конкурировать педагоги с машинами, рассказали на площадке АНО «Цифровая экономика» эксперты ВШЭ. Подробности, в материале – PRO Шеринг.
Между «живым» и «умным» преподаванием
В вузах России пока крайне мало применяется искусственный интеллект (ИИ) – 10,2%, рассказал 30 января генеральный директор АНО «Цифровая экономика», руководитель Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко в ходе медиабрифинга на площадке международной выставки-форума «Россия» (ВДНХ) о роли ИИ в образовании.
Чаще всего студенты применяли ИИ как технологии компьютерного зрения (5,2%), обработки естественного языка (3,9%) и технологии распознавания и синтеза речи (3,9%).
Сергей Плуготаренко, АНО «Цифровая экономика»:
Например, в финтехе ИИ задействован на 50%, а в среднем по отраслям в РФ – 23%. Очевидно, что гособразование находится в начале пути. Это тоже хороший старт для большого роста.
Он отметил ключевые потребности для развития ИИ в школах и вузах:
- инфраструктурные проекты с ИИ в гособразовании,
- госзаказы в ИИ-инновациях,
- привлечение ИИ-специалистов и обучение действующих преподавателей новым навыкам,
- изменение программ и методик преподавания в условиях трансформации образовательной среды,
- взаимодействие с центрами компетенций в области ИИ в образовании и с профильным бизнесом,
- создание новых программ обучения ИИ с целью повышения массовости и доступности обучения в конкретной предметной области.
При этом, родители опасаются умных машин, поскольку не понимают до конца, как повлияет новая технология на качество образования, сообщил доцент департамента социологии, старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ Сергей Давыдов.
Проблема взаимоотношения человека и машины, действительно еще недостаточно изучена. Поэтому важно отслеживать у школьников уровень восприятия всего «живого», чтобы не получить ухудшение развития эмоционального интеллекта. Особенно, когда речь идет о внедрении генеративного ИИ, отметил он.
По оценкам ВШЭ, из-за нехватки компетенций у педагогов и управленцев в образовании, необходимо внедрить порядка 100 образовательных программ.
По мнению эксперта общий эффект от генеративного ИИ для российской экономики составит 0,8-1,3 трлн рублей.
При этом, Сергей Давыдов отметил важность защиты персональных данных учащихся на уровне защиты медицинских данных, поскольку утечки создают риски для психологического здоровья и личного пространства детей и подростков.
Развитие нейросетей достигло уровня, при котором они могут осуществлять тотальный контроль за учеником, проводить тесты и даже, вмешиваться в методическую работу преподавателей, совершенствуя учебный процесс.
Согласно оценкам экспертов ВШЭ, ИИ способен контролировать знания студентов, проводит тестирование, которое исключает субъективную оценку.
Для совершенствования учебного процесса чат бот отвечает на вопросы студентов, а нейросети помогают анализировать результаты проведенных занятий, подбирать темы и материалы для новых, подсказывать спикерам, какие программы требуют корректировки. По словам экспертов, ИИ помогает и в административной работе преподавателей.
Сергей Давыдов уверен, что классический подход преподавателя – Hard Skills уступает первенство soft skills и meta skills. Таким образом, в ВШЭ считают, что роль учителя, как человека перестает быть принципиальной в учебном процессе. Поскольку опыт педагога больше не является уникальным, а как источник информации он теряет ценность.
В свою очередь, Сергей Плуготаренко отметил, что хоть ИИ и теснит специалистов в рутинных задачах, но ключевые навыки все еще остаются за человеком. Поэтому о полном вытеснении преподавателей из учебного процесса в ближайшее время речи идти не может.
Шеринг-экономика в онлайн-образовании
Технологии меняют структуру и подходы к образованию. В том числе, по объективным причинам. Например, пандемия вынудила познакомиться с онлайн-образованием большинство учебных заведений во всем мире. Шеринг-экономика также внесла свой вклад в такие направления, как репетиторство и онлайн-образование.
Шеринг в современном образовании начался с появления многочисленных сайтов по поиску репетиторов для школьников, что трансформировалось в бурный рост предложений на рынке онлайн-образования.
Внедряется гибридное обучение, совмещающее онлайн – и офлайн-формы (Udacity), рассказала PRO Шеринг ректор АНО ДПО «МИМОП», заместителя председателя Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию Анна Палагина.
Одновременно появились, и их число постоянно умножается, ресурсы, на которых мы постоянно ищем необходимую информацию: YouTube, Udacity и другие.
Анна Палагина, Торгово-промышленная палата РФ:
Все больше открывается компаний, которые предоставляют различные дистанционные обучающие курсы и программы. Есть и образовательные платформы – площадка обмена знаниями по бартеру, где можно бесплатно поделиться своими уникальными знаниями и навыками в обмен на другие необходимые знания.
Развиваются бесплатные сервисы и платформы с неожиданным, но востребованным контентом, проекты, работающие по модели peer-to-peer (от потребителя к потребителю), в рамках которых ученики сами делятся друг с другом знаниями или материалами.
Например, австралийская площадка StudentVIP позволяет студентам перепродавать подержанные учебники, помогать друг другу в освоении разных дисциплин и даже делиться собственными конспектами по разным дисциплинам. Все большей популярностью пользуются онлайн-платформы, представляющие собой сборники учебных программ от разных авторов.
Лидерами по-прежнему являются компании стран с крупными экономиками, но российские игроки также заметны на этом рынке: Skillbox Нетология и другие.
Компания по изучению английского Skyeng не ограничивается «знакомством» репетитора и клиента, а включает полноценную поддержку всего процесса обучения: предоставление учебных материалов, методических наработок и сервис автоматической проверки домашних заданий, привела пример Анна Палагина.
Фото: PRO Шеринг
Автор: Денис Кунгуров