велошерингновостишеринг-сервисы

Как рухнул и начал возрождаться рынок велошеринга в Китае

В 2017 году эксперты китайского рынка велошеринга предсказывали, что две крупные компании Mobike и Ofo скупят почти весь рынок. Но впереди их ждал только крах. Какие уроки извлекли будущие операторы аренды для развития и сохранения своих компаний, а также о цифровых решениях на рынке велошеринга в 2021 году вы узнаете из нашей статьи.   

Мегаполисы Поднебесной создали спрос на аренду великов

Генеральный директор электрического велошеринга MOOVO Марк Лин, который запустился в августе 2020 года, считает, что бизнес-модель его компании может возродить рынок. Об этом он сообщил на форуме Smart Sporting и Smart Cycling в Тайване.

В недавнем исследовании Technavio сообщается, что мировой велошеринг готов расти на 5,95 млрд долларов в течение ближайших пяти лет, показывая ежегодный рост в 22%.

Хотя спрос на покупку велосипедов остается высоким, будет большой интерес к прокату. Пандемия показывает, что безопаснее и эффективнее передвигаться на велосипеде, а не общественном транспорте. По сути пандемия вдохнула в умирающий рынок шеринга вторую жизнь.

Но давайте вспомним, как банкротился велошеринг Китая в 2017-2018 годах, чтобы понять ключевые ошибки.

Как рухнул и начал возрождаться рынок велошеринга в Китае

Совместное использование велосипедов в Китае сулило большой растущий как на дрожжах новый рынок велошеринга. Урбанизация год от года вносила свою лепту, а велосипед давно стал основным видом транспорта для всех слоев населения.

Одним из основных результатов расширения городов стал рост метро до которого было удобно добираться от дома или офиса на велосипеде.  Именно «последняя миля» как элемент городской мобильности.

На пике взлета в 2016 году по всему Китаю работало порядка 70 операторов велошеринга. Год спустя отрасль уже находится в упадке –наблюдается устойчивый поток сообщений о банкротстве. Высокий спрос у потребителей показал, компании не ошиблись с «последней милей». Но они не смогли решить проблему, не говоря о прибыли.  

Экономика азиатского велошеринга

Производственные расходы варьируются в зависимости от компании. Большинство велосипедов стоят от 300 до 2000 юаней (45 – 300 долларов на 2017 год), чтобы сделать. Закупка дешевых великов привела к тому, что они чаще ломались и повлекли за собой затраты на ремонт. В результате, эксплуатационные расходы в индустрии велосипедов высоки и вряд ли упадут в ближайшее время.

Однако низкая рентабельность и долгий срок окупаемости не отпугнули инвесторов. Китайский транспортный шеринг отличается от мирового обязательным депозитом. Чтобы зарегистрироваться и начать пользоваться машиной или велосипедом, самокатом, необходимо внести депозит. Это позволяет операторам покрывать первоначальные инвестиции. Например, Mobike получил около 900 млн юаней с клиентов в конце 2017 года. Помимо свободных средств, операторы привязывают к себе пользователя, который не готов платить каждой компании депозиты и регистрироваться в нескольких приложениях как это принято в России.  

В 2017 году Правительство Китая начало более жестко регулировать отрасль. В рамках этого толчка, компании теперь обязаны держать депозиты пользователей на банковских счетах. Однако эти правила выполняются лишь частично, и некоторые компании готовы идти на риск, чтобы пользоваться средствами по своему усмотрению.

Большие данные не окупились

Еще одной заманчивой особенностью отрасли стала Big Data (Большие данные), которые собирает приложение о передвижениях людей. Многие считают, что компания аккумулирующая большое число данных о потребителях сможет доминировать в своей отрасли.

Как рухнул и начал возрождаться рынок велошеринга в Китае

Однако мечта о больших данных, в конечном счете, бесперспективна. Для таких высоко целевых отраслей, как велошеринг, выгоды, полученные в результате анализа больших данных, практически неотличимы от традиционной статистики. Многие компании в конечном итоге тратят огромные суммы денег на данные, опираясь на выводы, которые просто отражают человеческую интуицию.

Потенциальная прибыль, полученная от депозитов и больших данных, не только увеличила доверие инвесторов и предпринимателей, но и ослабила их способность оценивать риски. Несмотря на то, что некоторые крупные компании, такие как Bluegogo, до сих пор не получают прибыль внутри страны, они уже объявили, что планируют расширить свою деятельность за рубежом.

Правило успеха основывалось в первые дни на том, что каждый новый велосипед в компании приведет от шести до 10 новых пользователей. Этот показатель снизился, однако, как все больше и больше велосипедов выводилось на городские улицы. Для поддержания высоких темпов роста компании постоянно расширяли регионы присутствия. Но сами города не были готовы к наплыву великов.

Велосипеды требуют высокоразвитой городской инфраструктуры, чтобы быть успешным, но за последние 20 лет китайские города последовательно сократили количество дорожного пространства для велосипедов, отдав место растущему автопарку машин. Груды велосипедов, разбросанных по городским тротуарам, подчеркивали отсутствие свободных парковочных мест.

Пользователи Mobike, Ofo, или Bluegogo бросали велосипеды где придется, захламляя городские пространства. В итоге власти стали ужесточать требования. В итоге операторы были вынуждены нанять сборщиков велосипедов, которые перегоняли велики на парковочные места. Это еще больше увеличило расходы. Боясь повышать цены и потерять потребителей, менеджеры стали искать деньги у инвесторов. Это не спасло компании от разорения и вскоре все увидели груды вываленных операторами велосипедов на улицах.

Второе дыхание азиатского шеринга

Марк Лин говорит, что для успеха сегодня нужно создавать экомистему в велошеринге. Помимо великов и приложения нужно использовать интернет вещей (IoT). Нынешние операторы в Китае учли ошибки и хотят избежать переизбытка предложений для горожан, а за счет IoT эффективно использовать большие данные и размещать парковки там, где есть высокий спрос на велики. К тому же интернет вещей снизит расходы. Не нужно нанимать сборщиков велосипедов. При наругениях правил, система можеь заблокировать пользователя. Например, нью-йоркская программа Citi Bike использует коды для разблокировки велосипедов благодаря технологии IoT.

Компании шеринга в США также учли все ошибки Поднебесной.  В США есть регуляторы, которые дают разрешение только на определенное количество компаний, которые имеют строгие ограничения на количество транспортных средств, которые они могут развернуть на улицах. Это крайне важно для сохранения устойчивости лодки велошеринга на глобальном рынке мобильного транспорта.

Автор: Лилия Диас