аналитикаглавноекикшерингновости

Как в мире ограничивают езду на самокатах

Как законодательное регулирование совместного использования электросамокатов влияет на рынок кикшеринга? Обзор 100 крупнейших городов мира от агентства McKinsey показал, насколько страны сильно разделены по уровню ограничений движения на самокатах.
Опасные игрушки

Когда-то считавшиеся игрушками, электрические самокаты (e-kickscooters) выросли и стали опасными. Рост числа поездок с нуля в 2017 году до пика в 350 млн на арендованных самокатов в 2022 году, привлек внимание регулирующих органов по всему миру. Чтобы лучше понять, как может измениться законодательство эксперты McKinsey изучили нормативные правила в 100 крупнейших городах мира.

Спустя пять лет после развития сервисов аренды электросамокатов, страны начали вводить соответствующее регулирование. Интересным примером стала Германия, поскольку там хорошо приняли электронные самокаты: шесть крупнейших мировых операторов достигли почти 70 млн поездок в 2021 году.

Подходы регулирующих органов варьируются от явного стремления поддержать этот вид транспорта до прямых запретов на эксплуатацию. Последнее было продемонстрировано в Париже в апреле 2023 года путем общественного голосования, вызванного соображениями безопасности и неконтролируемой парковкой.

По состоянию на май 2023 года эксперты выделили четыре вида регулирования кикшерингов в мире

Как в мире ограничивают езду на самокатах
1 Запрет совместного использования электросамокатов 

В этих городах, как правило, запрещается использование кикшеринга, в то время как личное использование разрешено. 

На сегодняшний день из 100 крупнейших городов около 35 с общим населением 290 млн человек запрещают совместное использование самокатов. 

В основном это связано с Китаем, который в целом запрещает совместное использование электронных скутеров: примерно в 75% городах Поднебесной запрещено использование кикшеринга. Его лишены около 220 млн китайцев.

Однако в нескольких городах за пределами Китая также строго запрещены сервисы. Например, в Барселоне, Филадельфии, Сиднее и Торонто. Недавно примеру последовал Париж, один из первых европейских городов, который сделал это. С момента запуска кикшеринга в Париже в 2018 году возникло много споров из-за аварий с их участием, что привело к тому, что более 90% проголосовали за запрет использования. 

Городские власти пообещали придерживаться референдума к апрелю 2023 года, и не стали продлевать контракты трем операторам электронных скутеров. В референдуме приняли участие только около 7% граждан. Запрет затрагивает почти 15 тыс. самокатов и вступил в силу по истечении срока действия контрактов операторов в августе 2023 года.

2 Регулирование условия использования самокатов 

Это тип городов, где разрешают использование, но ограничивают эксплуатацию. Вводят особые правила и ограничивая количество операторов, транспортные средства или того и другого. В этих городах установлены правила использования, которые включают минимальный возраст водителя, максимальную скорость устройства и определенную зону эксплуатации. 

Примерно 13 из 100 крупнейших городов мира регулируются ограничениями и охватывают около 100 млн человек – примерно 10% населения 100 крупнейших городов. 

Это города, где проживает большое количество людей. В Соединенных Штатах – Вашингтон, округ Колумбия, и Лос-Анджелесе. В Европе – Мадрид входит в эту группу.

3 Открытая, но регулируемая среда

Этот тип относится к городам, в которых разрешены сервисы аренды и не указаны ограничения игроков. Операторы должны зарегистрировать свой бизнес в местных органах власти. Также определены правила совместного использования. Например, минимальный возраст водителя, максимальная скорость устройства или разрешенная зона эксплуатации. 

Примерно 23 из 100 крупнейших городов мира относятся к категории открытых, но регулируемых городов, охватывающих около 280 млн человек (примерно 28% от общего числа) в густонаселенных районах Японии (например, Токио), Бразилии (Сан-Паулу), Мексики (Монтеррей) и европейских городах (Берлин). В Японии правительство также выпустило новый закон, который упростит доступ к общим электросамокатам: пользователям больше не нужны водительские права или шлем.

4 Отсутствие регулирования

В этих городах, как правило, нет никаких правил для операторов совместного использования электронных скутеров. 

В 29 из 100 крупнейших городов, охватывающих около 310 млн человек, или примерно 32% от общего числа еще не установлены какие-либо правила. 

Девять из этих городов, в которых проживает около 40% населения (около 120 млн человек), находятся в Индии (Мумбаи и Нью-Дели). Некоторым городам в других странах Южной Азии, а также на Ближнем Востоке и в Африке еще предстоит ввести какие-либо нормативные акты в действие, например, Дакке и Каиру.

Потенциальные последствия правил совместного использования самокатов

Сегодня около 700 млн человек живут в городах, где регламентировано совместное использование самокатов. Однако возможны и более строгие правила или даже прямые запреты. По мере того, как потребители и власти городов адаптируют свое поведение и взгляд на мобильность с учетом меняющихся правил, операторы смогут адаптироваться. В некоторых случаях более строгие правила или запреты могут фактически открыть для них новые возможности.

Как в мире ограничивают езду на самокатах
Операторы сервисов аренды

Более строгие правила скорее полезны действующим операторам услуг, потенциально предотвращая или замедляя выход на рынок новых конкурентов. Также регулирование способствует развитию инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности (СИМ): дорожки для самокатов, парковочные места или станции беспроводной зарядки. 

В свою очередь, это могло бы способствовать повышению прибыльности за счет упрощения операций. Например, более быстрой замены батарей на определенных парковочных местах вместо того, чтобы заставлять пользователей заниматься поиском других самокатов. Дополнительным преимуществом этого может стать удовлетворение потребностей граждан в экологичном транспорте «последней мили» до работы, дома. А также создание качественной городской мобильности и безопасных условий вождения.

В случае, если потенциальные изменения в законодательстве приведут к запрету сервисов аренды, операторы могут отреагировать на появившийся спрос на мобильность, переходом на смежные устройства. Такими как велосипеды или мопеды, которые они обычно уже предлагают. Кроме того, операторы могут переориентировать свой бизнес с краткосрочной аренды минут на ежемесячную или годовую услугу по подписке. Это может обеспечить более стабильные показатели использования и потенциально повысить прибыльность. Этим уже активно занимаются операторы аренды автомобилей, предлагаю подписку на месяц, квартал, год.

Что получат потребители

Для потребителей ужесточение правил к операторам сыграет на руку. Повысится уровень доверия, а инфраструктура кикшерингов станет удобной и комфортной. Фиксированные парковочные места помогут упростить поиск транспортных средств, а в городах повысится порядок. Выделенные полосы для движения улучшат безопасность.

Какие плюсы для городских властей 

Города также могли бы оценить огромный потенциал общих электронных скутеров как экологичного способа преодоления препятствий на «первой и последней милях» и укрепления экосистемы общественного транспорта и городской мобильности. Чтобы справиться с известными проблемами, города могли бы все активнее регулировать ситуацию с помощью тендеров, ограничивая количество операторов. 

Кроме того, власти могли бы заставить провайдеров внедрять технологии безопасности интернета вещей (IoT) на транспортных средствах.

К ним могут относиться системы, которые проверяют количество пассажиров, едущих на самокате. Адаптивный круиз-контроль, который, например, отслеживает состояние дорожного покрытия и зоны, запрещенные для движения. 

Российские операторы связи уже активно используют телематические датчики, чтобы собирать информацию о трафике, дорожном покрытии, поведении клиентов и даже качество воздуха в разных районах Москвы, Петербурга.

Для обеспечения правильной парковки клиентов на парковочных площадках могут использоваться физические индикаторы. Такие как знаки или выделенные полосы движения, или инструменты искусственного интеллекта в сочетании с камерами и датчиками GPS для мониторинга стоянки и обеспечения соблюдения требований.

Сервисы кикшеринга помогают решать проблемы, с которыми сталкиваются многие города при переходе на более экологичный режим работы на «первой и последней миле» доставки клиентов. 

Но пока аналитик McKinsey отмечают тягу властей к усилению контроля в большинстве городов. А в Китае – на их прямой запрет. Следовательно, операторы могут сосредоточиться на налаживании отношений с городскими властями и разработчиками инфраструктуры, чтобы отвечать потребностям города в мобильности и ожиданиям жителей. Кроме того, усиление регулирования может привести к появлению у игроков интернета вещей возможностей по предоставлению инфраструктуры для операторов.

Изображение: Whoosh