Каршеринг не спасет от глобального потепления
Ученые опровергли миф о том, что отказ от машины в пользу краткосрочной аренды машины (каршеринг) спасет мир от глобального потепления. Почему люди не откажутся от собственных автомобилей – в обзоре PRO Шеринг.
Заряда хватит всем
Председатель Голландского научного совета по климату Ян Виллем Эрисман недавно заявил, что в будущем владение автомобилем не будет восприниматься как нечто само собой разумеющееся, а каршеринг успешно заменит его в большинстве случаев.
Ученный задается вопросом, возможен ли вообще переход на электротранспорт в долгосрочной перспективе, при ограниченных доступных ресурсах и критически важных материалах. Подобные комментарии ученых излишне пугают людей и отвлекают внимание от реальных решений. Полный переход на электротранспорт вполне осуществим, благодаря природным ресурсам по добыче лития. Зарядок хватит не только для электромобилей, но и для гигантского количества стационарных аккумуляторов, которые нам понадобятся для энергетического перехода. Например, домашние аккумуляторы.
Действительно необходимо большое количество сырья для энергетического перехода. Что касается мобильности, особенно сейчас, когда на подходе батарея без кобальта, то это в основном это связано с литием.
Уже доказано, что мировых запасов лития достаточно для электрического привода всех автомобилей, мопедов, мотоциклов, автобусов, грузовиков и небольших самолетов в течение следующих пятидесяти лет, в дополнение ко всем необходимым батареям.
Запасы лития разбросаны по всему миру, но в основном встречаются в Австралии и Южной Америке. Для этого требуется довольно много новых рудников, и в настоящее время во всем мире вкладываются значительные инвестиции.
Открытие и эксплуатация шахт оказывает довольно негативное воздействие на окружающую среду, и это одна из причин, по которой Европа отстает в гонке за ресурсами. Но добыча лития намного менее вредна, чем нефти или угля.
На каждый литиевый рудник, который мы открываем, мы можем в конечном итоге закрыть несколько угольных шахт и нефтяных месторождений, которые имеют гораздо более негативные побочные эффекты.
Европе грозит зависимость от стран, которые продвигаются вперед в расширении своих мощностей по добыче лития.
Каршеринг, как альтернатива
Конечно, нам было бы лучше с точки зрения ресурсов, если бы мы начали массово использовать арендованные автомобилями. Для многих каршеринг станет отличной альтернативой второму или третьему автомобилю. Для многих ситуаций, например, в мегаполисах, это создаст интересный рынок.
Но если считать по его доле в общей мобильности, то роль шеринговых автомобилей будет слишком незначительной, чтобы иметь существенное значение. Многие автомобили совместного использования уже ездят, но они обеспечивают лишь 0,02% от общего количества автомобилей.
Для большинства людей совместное использование автомобиля по сравнению с их собственным автомобилем означает ухудшение комфорта. Шансов отказаться от частного автомобиля крайне мало, если только они не станут слишком дорогими, а кредиты высокими. Но все равно, люди будут покупать старые машины, пока их не задушат налогами за экологичность.
Поэтому люди будут до конца отстаивать свое право на личный автомобиль, а каршерингом пользоваться, как вспомогательным. Это доказывает простой пример.
До 1950-х годов в большинстве домов не было отдельных ванных комнат. Люди мылись мочалкой в общей комнате, а иногда ходили в общественную баню. Теперь, если бы мы снова сделали ставку на центральные бани и коммунальные квартиры, то не нашли бы в этом поддержку потребителей.
Изображение: Adobe Stock