аналитикаглавноекикшерингновости

Кикшеринг Whoosh: «Еще не освоенный рынок по-прежнему колоссальный»

Публичный оператор аренды самокатов Whoosh представил финансовую отчетность за 2023 год. Компания показала высокие операционные результаты, но снизила эффективность относительно 2022 года. Эксперты видят потенциал к высокому росту рынка еще на два-три года.

Вчера, 27 марта, ПАО «ВУШ Холдинг» (бренд Whoosh), опубликовал финансовые результаты по МСФО за 2023 год. Чистая прибыль компании выросла в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 1,9 млрд рублей против 830 млн рублей за 2022 год. Выручка составила 10,7 млрд рублей с ростом в 68%, относительно аналогичного периода за прошлый год (6,4 млрд – 2022 г.). Рост выручки в 2022 году относительно 2021 был чуть ниже – 51%.

Инвестиционный аналитик и акционер Whoosh глава Invest Era Артём Николаев сообщил PRO Шеринг, что компания планирует завершить 2024 год с еще более высокими показателями.

Главный аналитик РАЭК Мария Сайкина в беседе с PRO Шеринг подтвердила прогнозы сохранения высокого роста, отмечая, что он будет «точно не ниже нынешнего уровня».

«Еще не освоенный рынок по-прежнему колоссальный», – приводит пресс-служба слова финансового директора Whoosh Александра Синявского. При этом топ-менеджер заявляет об увеличении инвестиций в зарубежные рынки (прим. редакции – компания работает в Латинской Америке) за счет позитивной рентабельности по EBITDA и чистой прибыли, которая удвоилась (2,3 раза).

Компания продолжает занимать половину рынка (51%), обгоняя ближайшего конкурента «Юрент» примерно в 1,5 раза. За 9 месяцев 2023 года GMV «Юрент» составил более 7 млрд рублей, показав рост более чем в 1,5 раза. Показатель EBITDA у конкурента за прошлый год тоже увеличился в 2-2,5 раза. По прогнозам акционеров, через год компания должна стать операционно окупаемой и начать приносить прибыль. Немалое содействие в этом должны оказать новые акционеры – МТС.

У Whoosh при всех плюсах эффективность снизилась (+42%) относительно 2022 года, когда компания показывала рентабельность по EBITDA на уровне 51%. Тем не менее ее уровень по-прежнему остается высоким.

Долговая нагрузка в 8,5 млрд рублей, также, по оценке аналитика, абсолютно не критичная согласно коэффициенту (чистый долг/EBITDA) в 1,9x.

Для развития компания использовала в 2023 году кредитный ресурс – выпуск облигаций на 4 млрд рублей с купонной ставкой 11,8% годовых, уточнил Александр Синявский.

С начала года акции кикшеринга Whoosh показали на Мосбирже высокий рост в 50%. В пике они достигали 333 рубля за акцию в ожидании отчетности. Эксперты считают, что некоторые оценки были перегреты. Средняя цена за акцию стабилизируется в районе 300 рублей, поскольку основной рост уже случился, прогнозирует Артём Николаев.

Александр Синявский перечислил основные операционные точки роста компании на ближайший год. Это продление ресурса техники – в 2023 году запустили Центр восстановления самокатов; локализация производства комплектующих, разработка собственной аккумуляторной батареи; технологичность сервиса и самокатов; использование машинных алгоритмов для формирования управленческих решений.

Мария Сайкина считает, что еще минимум два года на рынке кикшеринга продолжится достаточно бурный рост – не менее 50% в год за счет увеличения аудитории и развития в регионах.

К 2027 году аналитики МТС прогнозируют объем рынка в 60-80 млрд рублей, а эксперты Whoosh ожидают к 2028 году 115 млрд рублей. При этом «Юрент» хочет довести свою долю совместно с МТС до 30-40%. На сегодня его доля чуть больше, чем у Яндекс.Go, а совокупно три крупных игрока занимают 95%-97% всего рынка кикшеринга. Ежегодная динамика роста рынка с 2019 года составляла 50%-70%.

Ирина Миляева

Фото: PRO Шеринг