велошерингновости

Курьерам сдают в аренду опасные электровелосипеды

Десятки шеринговых сервисов предлагают в аренду всесезонные велосипеды, которые развивают скорость до 55 км\ч. Петербургские депутаты решили инициировать законопроект в Госдуме, ужесточающий правила для езды на электровелосипедах.

Петербургские депутаты будут обращаться в Госдуму, так как ужесточение правил для электровелосипедов – это федеральные полномочия. Проблему опасной езды по тротуарам обсуждали в конце января на заседании комитета по транспорту ЗАКСа, куда вызывали и ГИБДД, а также четыре крупных сервиса, которые доставляют продукты и заказы курьерами. Представители ГИБДД не смогли предложить решение, а сами компании открестились от проблем с курьерами на дорогах.

Проблема усилилась, после того как в Москве и Санкт-Петербурге стали массово предлагаться в аренду курьерам мощные электровелосипеды, способные разгоняться до 55 км\ч.

Если новый такой велосипед стоит от 50 до 100 тыс. рублей, то аренда обойдется от 12 до 20 тыс. рублей в месяц в зависимости от комплектации и модели. Самые популярные и мощные модели называются Monster. Именно их выбирают курьеры, поскольку заряда батареи хватает на 8-10 часов работы.

Источник: скриншот портала по аренде и продаже электровелосипедов https://y-bikes.ru

В шеринг-сервисах оператор рассказал журналистам PRO Шеринг, которые звонили как курьеры об условиях договора, которые не сильно отличаются друг от друга в компаниях. Арендатор обязан закупать запасные детали и проводить ремонт при поломках только в сервисном центре шеринга, иначе предусмотрен штраф. Все затраты ложатся на плечи арендатора. Если сделка заключается на большой срок, то технику необходимо привозить минимум раз в месяц на техосмотр.

Система штрафов не слишком строгая: например, за утерю аккумулятора придется заплатить 3,5 тыс. рублей, а за утерю велосипеда потребуют 110 тыс. рублей, включая 20 тыс. штрафа. Взять в аренду предлагают велосипед с аккумулятором на 48-60 ватт и 15-20 Ач с возможностью взять дополнительный АКБ.

Председатель комиссии по транспорту и развития транспортной инфраструктуры Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев в разговоре с Neva.Today сообщил, что законодатели попросили сервисы доставки добровольно включить в свои договоры с курьерами ответственность за нарушения. Это позволит переложить функцию штрафов на компании за нарушения по жалобам горожан. А также размещать на форме или мотоциклах какие-то опознавательные знаки, чтобы можно было идентифицировать курьера. «Пока это добровольно, но, если надо, будет обязательно. ГИБДД, несмотря на большую занятость, готовы проводить рейды и наказывать нарушителей», – рассказал Алексей Цивилев.

Алексей Цивилев, ЗакСобрание Санкт-Петербурга:

Мы идем по двум путям – хотим договориться с компаниями-доставщиками в связи с тем, что транспортные средства курьеров с большой долей вероятности попадают под категорию мопедов и не должны ездить по тротуарам. Но, к сожалению, для того, чтобы быстрее перевезти, ты должен ездить по тротуарам и распугивать прохожих. Второе, нужно понять, как отделить их от обычных велосипедистов. Необходима ответственность юридических лиц, которые предоставляют услуги.

Депутат пояснил, что исполнительные органы власти, в связи с тем что это покупается централизованно, должны сделать выборочные проверки, подать запросы в ГИБДД на проведение экспертиз, чтобы понять, какой там стоит двигатель. Он должен быть меньше 220 ватт, поскольку визуально это полноценный мопед.

Крупнейший доставщик «Яндекс» в ноябре 2023 года предложил свое решение этой проблемы. ИТ-компания разработала собственный велосипед для курьеров с электроприводом и ограничением скорости через ПО (писал PRO Шеринг). К осени 2024 их число достигнет нескольких тысяч.

Напомним, что осенью 2023 года парламентарии Северной столицы предложили наделить городские власти правом самостоятельно ограничивать число электросамокатов в городе. Также ввести страхование ответственности самокатчиков и запретить несовершеннолетним пользоваться услугами кикшеринга.

Автор: Павел Паршков

Фото: АСТ-54 / Vk.com, https://y-bikes.ru