Курьерам сдают в аренду опасные электровелосипеды
Десятки шеринговых сервисов предлагают в аренду всесезонные велосипеды, которые развивают скорость до 55 км\ч. Петербургские депутаты решили инициировать законопроект в Госдуме, ужесточающий правила для езды на электровелосипедах.
Петербургские депутаты будут обращаться в Госдуму, так как ужесточение правил для электровелосипедов – это федеральные полномочия. Проблему опасной езды по тротуарам обсуждали в конце января на заседании комитета по транспорту ЗАКСа, куда вызывали и ГИБДД, а также четыре крупных сервиса, которые доставляют продукты и заказы курьерами. Представители ГИБДД не смогли предложить решение, а сами компании открестились от проблем с курьерами на дорогах.
Проблема усилилась, после того как в Москве и Санкт-Петербурге стали массово предлагаться в аренду курьерам мощные электровелосипеды, способные разгоняться до 55 км\ч.
Журналисты PRO Шеринг нашли более 10 шеринг-сервисов в Москве и более 5 в Петербурге, где можно арендовать велосипеды, больше похожие на электрические мопеды по своим характеристикам. Но законодательно такие транспортные средства могут ездить по тротуарам.
Если новый такой велосипед стоит от 50 до 100 тыс. рублей, то аренда обойдется от 12 до 20 тыс. рублей в месяц в зависимости от комплектации и модели. Самые популярные и мощные модели называются Monster. Именно их выбирают курьеры, поскольку заряда батареи хватает на 8-10 часов работы.
![Курьерам сдают в аренду опасные электровелосипеды](https://sharingpro.ru/wp-content/uploads/2024/02/2024-02-05_14-30-05-1024x506.jpg)
Источник: скриншот портала по аренде и продаже электровелосипедов https://y-bikes.ru
В шеринг-сервисах оператор рассказал журналистам PRO Шеринг, которые звонили как курьеры об условиях договора, которые не сильно отличаются друг от друга в компаниях. Арендатор обязан закупать запасные детали и проводить ремонт при поломках только в сервисном центре шеринга, иначе предусмотрен штраф. Все затраты ложатся на плечи арендатора. Если сделка заключается на большой срок, то технику необходимо привозить минимум раз в месяц на техосмотр.
Система штрафов не слишком строгая: например, за утерю аккумулятора придется заплатить 3,5 тыс. рублей, а за утерю велосипеда потребуют 110 тыс. рублей, включая 20 тыс. штрафа. Взять в аренду предлагают велосипед с аккумулятором на 48-60 ватт и 15-20 Ач с возможностью взять дополнительный АКБ.
Практически все курьеры предпочитают передвигаться по тротуарам, поскольку для них, это более безопасный путь, но он создает риски для пешеходов, которые гуляют с колясками и маленькими детьми.
Председатель комиссии по транспорту и развития транспортной инфраструктуры Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев в разговоре с Neva.Today сообщил, что законодатели попросили сервисы доставки добровольно включить в свои договоры с курьерами ответственность за нарушения. Это позволит переложить функцию штрафов на компании за нарушения по жалобам горожан. А также размещать на форме или мотоциклах какие-то опознавательные знаки, чтобы можно было идентифицировать курьера. «Пока это добровольно, но, если надо, будет обязательно. ГИБДД, несмотря на большую занятость, готовы проводить рейды и наказывать нарушителей», – рассказал Алексей Цивилев.
Алексей Цивилев, ЗакСобрание Санкт-Петербурга:
Мы идем по двум путям – хотим договориться с компаниями-доставщиками в связи с тем, что транспортные средства курьеров с большой долей вероятности попадают под категорию мопедов и не должны ездить по тротуарам. Но, к сожалению, для того, чтобы быстрее перевезти, ты должен ездить по тротуарам и распугивать прохожих. Второе, нужно понять, как отделить их от обычных велосипедистов. Необходима ответственность юридических лиц, которые предоставляют услуги.
Депутат пояснил, что исполнительные органы власти, в связи с тем что это покупается централизованно, должны сделать выборочные проверки, подать запросы в ГИБДД на проведение экспертиз, чтобы понять, какой там стоит двигатель. Он должен быть меньше 220 ватт, поскольку визуально это полноценный мопед.
Крупнейший доставщик «Яндекс» в ноябре 2023 года предложил свое решение этой проблемы. ИТ-компания разработала собственный велосипед для курьеров с электроприводом и ограничением скорости через ПО (писал PRO Шеринг). К осени 2024 их число достигнет нескольких тысяч.
Напомним, что осенью 2023 года парламентарии Северной столицы предложили наделить городские власти правом самостоятельно ограничивать число электросамокатов в городе. Также ввести страхование ответственности самокатчиков и запретить несовершеннолетним пользоваться услугами кикшеринга.
Автор: Павел Паршков
Фото: АСТ-54 / Vk.com, https://y-bikes.ru